В четверг, 13 апреля, была снесена торговая палатка у Северного вокзала. Как сообщили в горадминистрации, у собственницы павильона, где торговали овощами и другими продуктами, не было разрешения на строительство магазина на этом участке. Корреспонденты Клопс.Ru побывали на месте событий.
"Одинокая женщина с утра до вечера там работает"
В 9:30 у вокзала собралось множество людей: журналисты, ребята в рабочих куртках с надписью "Гидротехник" на спине, полицейский, несколько мужчин чиновничьего вида и толпа зевак.
Обнесённым красно-белой лентой оказался не только подлежащий сносу магазинчик, но и соседний ларёк с фастфудом. То и дело лента приподнималась, чтобы очередной желающий подкрепиться кофе и пирожком мог пробраться к окошку павильона.
— Нас сносить не будут, — отрезала разогревавшая что-то продавщица.
Позже у неё появится уйма свободного времени, так как все подходы к торговой точке будут отрезаны горами коробок с товаром из ликвидируемого павильона.
Людмила Соловьёва
Владелица павильона Людмила Соловьёва вместе с группой поддержки из числа знакомых пенсионеров заперлась внутри уже обесточенного ларька и приготовилась держать оборону.
Сотрудники "Гидротехника", скучковавшись поодаль, готовили инструмент.
В ларёк зашёл представитель горадминистрации, который отказался представиться и дать какие-либо комментарии, а потом и участковый, успевший бегло ознакомиться с решением суда и распоряжением комитета по имуществу о сносе. Последний вскоре бесследно пропал.
Несколько пожилых женщин и один пенсионер всё ещё отказывались покидать павильон, когда заревел электрогенератор и утренний воздух прорезало жужжание болгарки. Тут же заскрежетали фомки, которыми рабочие корёжили металлическую облицовку строения.
К магазинчику подошла лохматая дворняга. Она уселась рядом и с надеждой смотрела на дверь. Поняв, что в этот раз ничего вкусного ей не вынесут, псина ретировалась. Спустя некоторое время приковыляла другая собака — рыжая толстуха тяжело вздохнула и несколько секунд печально смотрела на то, как сдирают вывеску "Овощи и фрукты" с козырька. Как рассказали местные жители, бездомных окрестных псов предпринимательница не только подкармливала, но даже, бывало, оставляла в павильоне на ночь, спасая от холода.
— Продукция всегда очень хорошая, качественная, и хозяйка всегда вежливая. Она одинокая женщина, с утра до вечера там работает… Перенесли бы её на другое место, но зачем же так поступать? — рассказывала телевизионщикам пенсионерка, уверяя, что уже много лет является здесь постоянным покупателем.
"Это варварство!"
Когда мужчина с болгаркой начал выпиливать дверь, её попыталась открыть сама хозяйка ларька, которая всё это время нервно кому-то звонила. Уверенным движением берца работник подпёр полотно и продолжил демонтаж.
— Это варварство! — Людмиле всё-таки удалось выйти наружу. — Что же вы делаете? У меня документ есть! Мне дали десять дней отсрочки. Не трогайте ничего, я уже вызвала сюда людей…
— Юра! Где участковый? Пусть людей уберут! — занервничал специалист "Гидротехника", когда увидел сбежавшихся журналистов.
По словам Людмилы, она уже 24 года занимается розничной торговлей и всё это время её торговая точка находилась то в одном, то в другом месте на территории, прилегающей к Северному вокзалу. Раньше у предпринимательницы был договор с горадминистрацией, но срок аренды истёк, и павильон Людмилы исключили из схемы размещения НТО на этом участке, не уведомив об этом её саму.
— Я стала ходить по кабинетам, чтобы узнать, на каких основаниях. Мне разные причины называли: то ФСБ рядом, то вокзал — стратегический, говорят, объект. Так я работаю тут столько лет! — уверяет Людмила. — Я хотела участвовать в конкурсе и даже к Ярошуку ходила, но никто мои документы даже рассматривать не стал. А ведь двум другим предпринимателям дали разрешения. Кому я враг, я не понимаю!
Людмила не сдавалась и продолжала торговать на привычном месте, попутно обивая пороги депутатов, а также городских и региональных чиновников. Многие обещали помочь, но предпринимательница лишь стала получать штрафные квитанции. Заключив договор с собственником частной земли рядом с вокзалом, Людмила перевезла павильон туда, но и там продержалась только полгода. Она уверяет, что её выжили завистливые конкуренты.
— Мне сказали, что я устраиваю ценопад и подрываю бизнес уважаемых людей. Как? Печеньки продаю? Ну, в общем, дали мне ровно месяц, чтобы я и оттуда ушла, — вспоминает Людмила. — А ведь моя палатка социально значимая — так все говорят. Знаете, сколько у меня постоянно отоваривается пожилых людей? Я ведь и кризисы пережила все, а ассортимент менять не стала. Не сделала ставку на алкоголь, как другие.
"Здесь пешеходная дорожка"
За то самое место, где сейчас расположен павильон Людмилы, она судится с горадминистрацией, которая постановила снести незаконную постройку, уже около года назад. Всё это время за аренду земли предпринимательница не платит, но уверяет, что готова отдать все долги, как только узаконят её место торговли.
— В пятницу вечером приехали и налепили бумажки, что будут сносить. Как за такой срок можно что-то сделать? Вчера я пошла к Алиханову, меня принял замминистра промышленности. Он пообещал за три дня решить вопрос, куда меня перевезти, и сказал, что если будут сносить, то он сам придёт и помешает… — недоумевает Людмила. А ещё заместитель председателя комитета по финансам горадминистрации Гордеев дал добро на отсрочку сноса на десять дней. Но вот, творится безобразие и беспредел! Эта палатка стоит миллион рублей, и товара в ней на миллион!
Этот самый товар начали выносить на улицу и складировать прямо на тротуаре сотрудники МБУ "Гидротехник". Как пояснил руководивший работами сотрудник, делать они это совершенно не обязаны, а просто по-человечески вошли в положение собственницы.
— Земля принадлежит городу, здесь пешеходная дорожка… Есть решение суда, и время давалось полгода, чтобы его исполнить. И за месяц было извещение. Вчера тоже заезжали, предупреждали, чтобы убирали всё своими силами — они не захотели. Снос стоит копейки, но теперь остатки палатки вывезут на утилизацию, а если бы демонтировали сами, то могли бы её сохранить, — сообщил специалист по сносу МБУ "Гидротехник" Александр Романов.
"Совсем меня без ничего оставить хотите?"
Видимо, уже сообразив, что сопротивление бесполезно, группа поддержки принялась выволакивать товар на улицу, пытаясь спрятать продукты от весеннего дождика под разорванными мусорными пакетами. Сама Соловьёва просила дать ей хотя бы несколько часов, чтобы спасти то, что осталось от её павильона.
Как оказалось, накануне ей удалось договориться с руководством ТЦ "Калининградский пассаж" об аренде кусочка земли, но окончательно всё оформить и переехать у Людмилы не хватило времени.
— Я хочу отвезти палатку туда, где её изготавливали, чтобы её окончательно не … — Людмила не смогла закончить фразу и разрыдалась. — Они мне полчаса дали. Я им говорю: "Что же вы меня хотите совсем оставить без ничего?"
По словам заместителя председателя комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Сергея Румянцева, распоряжение о сносе было вынесено ещё в мае 2016 года, все судебные иски предпринимательница проиграла, и окончательное решение Петербуржский апелляционный суд вынес две недели назад. Однако демонтировать торговую точку её владелица отказалась.
Соловьёва настаивает: она подала кассационную жалобу. Женщина уверяет, что однажды к ней в павильон заглянул мужчина, которого она неоднократно видела в компании чиновников. Он открытым тестом заявил, что если хозяйка магазина хочет оставить его на прежнем месте, то надо идти не в суд и не к губернатору, а просто дать ему 500 тысяч рублей и забыть о своих проблемах.
По словам Румянцева, для Людмилы снос отнюдь не стал неожиданностью.
— Она обратилась в суд, постройка признана самовольной, стоит прямо на проходе, и это неудобно, — пояснил Румянцев. — В таких случаях всегда предлагается альтернатива. Мы проводим аукционы по местам для нестационарных торговых объектов, очередной прошёл чуть больше месяца назад.
Всего за 2016 год было снесено порядка ста подобных незаконно построенных торговых объектов, из них около 70 владельцы демонтировали добровольно.
Борьба с горожанами, которые незаконно возводят жилые дома или торговые павильоны, у муниципальных властей идёт уже давно.
Весной 2016 года удалось демонтировать два торговых павильона, которые расположились в очень выгодном с точки зрения коммерции месте — у башни Врангеля.
Обычные домовладельцы тоже нередко возводят свои особняки, гаражи и сараи нелегально. Так, по данным горадминистрации Калининграда, в 2017 году уже запланирован снос 53 незаконных построек.
Далеко не всегда этот процесс проходит гладко. Накануне, по распоряжению муниципальных властей, недалеко от микрорайона Прибрежный на 15-м километре Мамоновского шоссе снесли три незаконные постройки.
В октябре 2016 года на заместителя главы администрации Калининграда Александра Зуева подал в суд за рукоприкладство горожанин, чьи хозпостройки признали незаконными и снесли. Он уверял, что чиновник ударил его, когда он пытался помешать сносу.
Есть и такие постройки, хозяев которых вообще установить не удаётся, но они занимают городские территории годами.