14:10

Ответные меры и ужесточение досмотра: как прошли ещё 14 дней калининградской блокады (хронология)

  1. Статьи
Ответные меры и ужесточение досмотра: как прошли ещё 14 дней калининградской блокады (хронология) - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Российское правительство планирует ввести меры в ответ на санкции, Литва ужесточает досмотр грузов, а перевозчики обращаются за помощью к Алиханову. «Клопс» продолжает вести «блокадную хронику»: вспомним, что произошло за последние 14 дней.

15 августа

Литовский «Шауляй банк», через который шли расчёты за грузовой транзит в Калининградскую область и из неё, прекратил операции с рублёвыми платежами, а с 1 сентября пообещал приостановить любые операции с российскими клиентами

В правительстве региона пояснили: на железнодорожный транзит это не повлияет, поскольку «и до этого счета на его обслуживание выставлялись в валюте». Об этом же заявили и в РЖД. 

16 августа

Минтранспорта Литвы попросило банки республики принимать оплату калининградского транзита «в исключительных случаях». 

18 августа

Алиханов заявил, что ожидает от Литвы официального разъяснения понятия «исключительного случая», иначе неясно, как трактовать эту формулировку.

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис предложил возможный вариант решения проблемы с оплатой: средства могут поступать и через иностранные банки

«Если одно финансовое учреждение не хочет принять на себя риски в отношении какого-то денежного перевода, есть финансовые инстанции и в других странах, которые могут это сделать», — объяснил министр.

В областном правительстве заявили, что все санкционные товары будут возить в Калининградскую область из «большой» России морем, а не по железной дороге. Это поможет застраховаться от действий литовских властей.

22 августа

В правительстве России заявили, что в качестве ответных мер на санкции ЕС с 1 октября планируют ввести запрет на въезд в страну европейских фур. Минсельхоз и Минпромторг готовят список товаров, которые разрешат ввозить. Речь идёт о скоропорте.

23 августа

Временный поверенный в делах РФ в Литве Сергей Рябоконь напомнил, что осталось 7 рабочих дней на решение проблемы, а власти республики так ничего и не предложили.

Вильнюс парировал: приём платежей за калининградский транзит не в компетенции кабмина республики: «если финансовые инстанции решили не обслуживать определённые операции, это их право».

Тем временем власти Калининградской области нашли альтернативный механизм оплаты транзита без участия «Шяуляй банка». Какой именно, чиновники не назвали, но заявили, что «многие компании уже им пользуются».

25 августа

Стало известно, что литовская таможня ужесточит процедуры досмотра грузов, ввозимых в ЕС из России и Белоруссии. Так ведомство собирается предотвратить попытки обойти санкции. По информации ведомства, с марта на территорию Евросоюза не пустили более 1 200 машин. 

Калининградские перевозчики собрали инициативную группу, назвали 8 острых проблем и требуют их незамедлительного решения. Пакет предложений, выдвинутых транспортниками, подробно разобрал «Клопс».

26 августа

Перевозчики провели ещё одну встречу, на которой представители 77 транспортных компаний подписали обращение к Антону Алиханову. Они просят губернатора инициировать создание межведомственной рабочей группы, которая занялась бы решением их проблем. 

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил: коммерческие банки республики обязаны принимать калининградские платежи.

«Клопс» вспоминал, как закрывали сухопутный транзит грузов в Калининградскую область и составил хронологию первых 20 дней блокады. В дальнейшем блокаду частично сняли, разрешив транзит грузов по железной дороге из «большой» России. В следующие 7 дней перевозки восстановили, но с ограничениями. Ещё 14 дней власти региона рассуждали об исчерпанных лимитах и подумывали об иске в ВТО.