Калининградка Ирина переболела коронавирусом в ноябре, а оправиться не может до сих пор — у неё держится температура и ломит руки, сил нет даже встать. Девушке 30 лет, хронических заболеваний у неё нет. Как рассказывал главный инфекционист минздрава Калининградской области Игорь Иванов, после перенесённого заболевания человек обычно температурит не больше 30 дней. По словам Ирины, уже три месяца градусник показывает 37,6 или 37,4.
Температура 37,6 держится с ноября. От ковида у меня осталась и страшная ломота в руках. Я ничего не могу держать тяжелее, чем чайная кружка. Ни в магазин сходить, ни мусор выкинуть. Всю домашнюю работу делает супруг".
Как рассказывает Ирина, врачи в поликлинике пробовали различные схемы лечения, но результата нет.
Два вида антибиотиков я пробовала по назначению, съела две пачки арбидола, две упаковки иммуностимуляторов. Толку от этого, мягко говоря, нет никакого. Я сдала кучу анализов, кровь каждый месяц сдаю стабильно, мочу, коагулограмму, КТ лёгких, УЗИ других органов. А температура держится. Врачи в течение трёх месяцев разводят руками: "Да, у вас температура, да, мы это видим, но не знаем, что с этим делать, ждите".
Ирина на больничном с ноября. Само заболевание она перенесла стандартно: пять дней была температура 38, болели суставы, пропали обоняние и вкус. Отрицательный тест девушка получила в начале декабря. Ирина пробовала выйти на работу в январе, но продержалась пять дней. Она госслужащий, слабость мешает ей выполнять задачи.
Я поняла, что я не могу работать с температурой. У меня слабость, я ничего не понимаю: где нахожусь, что делаю. Мне стыдно перед мамой и мужем, потому что я сижу дома, а физически ни на что не способна, я не могу вернуться к той жизни, которая у меня была. Переболели мы все, а я до сих пор не могу выкарабкаться, целых три месяца".
Как говорит Ирина, о причинах температуры врачи ничего сказать не могут. Девушка решила поискать ответы в сети.
Я нашла сообщество, где люди делятся симптомами. Ни у кого такого затяжного процесса реабилитации длиной в три месяца не было. Я совершенно случайно в комментариях нашла про астенический, или постковидный синдром. Именно об астеническом синдроме после коронавируса написано ничтожно мало".
Ирина на днях пришла к терапевту и спросила: "У меня ломота в костях и температура. Как вы думаете, это похоже на астенический синдром?"
И в этот момент её осеняет. Она говорит: "Вероятно, это у вас астения. Вам нужно другое лечение?" Я была в шоке. Они почему-то таких, как я, не исследуют. Мне посоветовали больше быть на свежем воздухе, принимать капли элеутерококка, пить витамины В и D. Сидеть дома. Почему это диагноз нельзя было в декабре поставить? Сейчас уже конец января".
Больничный у Ирины до 25 января. Температура после нового лечения снизилась с 37,6 до 37,4. "Я градусник уже ненавижу, дважды покупала новый: решила, что поломался", — шутит девушка. Калининградка надеется, что сможет вернуться к нормальной жизни и стать такой, какой была до ковида.
Что говорят врачи
Как рассказал в интервью V1.RU с профессор, проректор по развитию регионального здравоохранения и клинической работе ВолгГМУ Сергей Недогода, астенический, или постковидный синдром начинается с двенадцатой недели после заражения и длится до неопределённого времени.
Через 60 дней только 10–12% пациентов не имеют симптомов, связанных с перенесенным ковидом. Два или три симптома имеют порядка 60% пациентов. <...> Согласно голландским исследованиям, у больных после COVID-19 функции органов и систем стареют на 20 лет. Новая коронавирусная инфекция может затронуть многие органы и системы организма: легкие, сердце, почки, печень, кишечник и головной мозг. И даже если человек был полностью здоров, то после перенесённого вируса могут возникнуть серьёзные осложнения".
Профессор рекомендует обязательно обратиться к своему лечащему врачу и хотя бы полгода после инфекции наблюдаться. Симптомы заболевания могут проявляться вновь и вновь не в течение двух недель, как об этом ранее заявляли представители ВОЗ, а в течение 90 дней.
Парадокс COVID-19 заключается в том, что постковидный синдром в меньшей степени проявляется у тех пациентов, кто перенес тяжёлую форму заболевания, за исключением тех, кто находился на ИВЛ. Но нет точных сроков, когда постковидный синдром проявится. Это может произойти в ближайшее время после выписки и через три месяца. Более того, лёгкая форма ковида — это не гарантия отсутствия постковидного синдрома".
Наиболее эффективны первые три месяца реабилитации. Согласно методическим рекомендациям Минздрава для постковидных больных, показаны интервальные тренировки.
Наши зарубежные коллеги также рекомендуют ходьбу как основной вид реабилитации. Формула простая — шесть недель по пять дней в неделю 30–60 минут в день, постепенно увеличивая силу нагрузки и интенсивность на 10% еженедельно. Достаточно начать с двух прогулок в день по десять минут, постепенно увеличивая их продолжительность и количество, избегая усталости и одышки, придерживаясь темпа, когда вы сможете свободно разговаривать".
Если пациент имел продолжительный постельный режим, то лёгкая одышка и боли в мышцах — это естественные симптомы без риска для здоровья. По мнению врача, "красными флажками", которые требуют немедленного прекращения нагрузки, являются число сердечных сокращений выше 100 ударов в минуту, повышенное давление, температура выше 37,2 °C, уровень кислорода ниже 95% в начале физических нагрузок.
Одышка даже при минимальной физической нагрузке и тахикардия требуют исключить проблемы с сердцем, постоянный кашель, который, сразу скажу, будет очень сложно лечить и купировать, а также головокружения. Высокий процент пациентов не восстанавливает запах и вкус, но насколько это серьёзный прогностический фактор на будущее, пока сложно сказать".
Истории людей, борющихся с последствиями ковида, можно почитать здесь и здесь.