16:00

"Мама, меня убьют": в суде начали рассматривать дело о расстреле калининградского бизнесмена в 2007 году

  1. Новости
Андрей Жигарь. Фото из семейного архива

В Областном суде прошло первое судебное заседание с участием двух калининградцев, обвиняемых в преступлении 11-летней давности. В расстреле бизнесмена Андрея Жигаря обвиняют 36-летнего Д., в подстрекательстве к убийству — 39-летнего Р. Корреспондент "Клопс" пообщался с матерью убитого предпринимателя и побывал на заседании. 

33-летнего бизнесмена Андрея Жигаря застрелили 10 сентября 2007 года в лифте дома на ул. Эпроновской, 1, где он снимал квартиру. 

Потерпевшей по этому уголовному делу признали мать предпринимателя. Нина Томилко знала всё о делах сына и помогала ему заниматься бизнесом. Все эти годы она штурмовала инстанции и добивалась, чтобы убийц нашли и наказали.

Выпустили семь пуль

"Незадолго до трагедии сын сказал, что его могут убить, и попросил позаботиться о женщине, которая ждала от него ребёнка. Я была в шоке. Андрей занимался растаможиванием автомобилей и хорошо зарабатывал, очень много было желающих "отжать" часть его дохода", — рассказала Нина Васильевна. 

О том, что сына расстреляли, женщина узнала рано утром 12 сентября 2007 года от его гражданской супруги. В тело и голову Андрея выпустили семь пуль.

Расследование убийства затянулось на 11 лет. Шли годы, но ничего не происходило: не было подозреваемых, никому не предъявили обвинения. Кого-то задерживали, но потом отпускали. О том, как продвигалось дело об убийстве Андрея Жигаря, его мать в 2012 году подробно рассказывала журналистам "Новых колёс"

Тогда Нина Васильевна сама пыталась найти убийц, искала очевидцев и улики, писала всем, кто мог хоть как-то повлиять на ход дела. Она даже обращалась к Владимиру Путину, трижды ездила на приём к руководителю СУ СК России Александру Бастрыкину. Дело неоднократно приостанавливали, потом следствие вновь возобновляли. 

Осудили пособника

В 2015 году начались подвижки — расследованием занялось СУ СК России, начались поиски свидетелей. За помощь в раскрытии убийства мать Жигаря пообещала вознаграждение в один миллион рублей. 

"Первым задержали Виктора Л. Он был за рулём автомобиля, который привёз убийцу к дому сына. Л. сотрудничал со следствием и рассказал, что в Андрея стрелял Д., а уговорил их совершить преступление Р. Последний гонял автомобили и растаможивал машины через моего сына. Платить Андрею деньги ему было невыгодно. Все трое были знакомы, работали в одном развлекательном заведении: Л. и Д. — охранниками, а Р. — барменом", — говорит потерпевшая. 

Уголовное дело в отношении Виктора Л. было выделено в отдельное производство. Судебные заседания проходили в закрытом режиме. В марте 2018 года Л. осудили на шесть лет колонии. 

Поскольку в процессе фигурировали данные других подозреваемых, которые сейчас находятся на скамье подсудимых, в открытом доступе информации об этом приговоре нет. Ссылаясь на подписку о неразглашении данных следствия, Нина Томилко тоже не сообщает о подробностях расследования. 31 октября над Д. и Р. начался процесс. 

Нина Томилко | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
Нина Томилко. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

Вышел и снова сел

На заседании было объявлено, что подсудимому Р. вменяют подстрекательство к убийству (ч. 4 ст. 33 п. З ч. 2 ст. 105 УК РФ). Сейчас он находится под домашним арестом. За 11 лет, которые прошли с убийства Жигаря, Р. женился, у него четверо детей, старшему из которых семь лет. Ранее он выступал в СМИ с заявлениями о том, что обвинение против него сфабриковали. 

Второго подсудимого, 36-летнего Д., обвиняют в ношении и хранении оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ) и убийстве, совершённом по предварительному сговору из корыстных побуждений (п. З ч. 2 ст. 105 УК РФ). Д. находится под арестом с июля 2017 года. 

К слову сказать, Д. уже был судим как соучастник убийства депутата Виктора Кондратова, которое было совершено в октябре 2007 года — через месяц после расстрела Жигаря. Д. отсидел шесть лет в колонии и освободился в 2015 году. По делу об убийстве Жигаря он содержится в СИЗО с 2017 года. 

В предварительном заседании подсудимые Р. и Д. попросили, чтобы их дело рассматривали присяжные заседатели. Также решался вопрос о продлении обоим фигурантам меры пресечения. 

Р. сообщил суду, что домашний арест для него — это "подарок судьбы". Однако попросил дать ему дополнительное время на посещение адвоката. "За час, который мне дозволяют бывать на улице, я даже до магазина дойти не успеваю", — посетовал он. 

На что адвокат Нины Томилко заметил, что при иной мере пресечения подсудимый может постоянно находиться в Калининграде, намекая на содержание в СИЗО. 

В результате суд оставил Р. под домашним арестом на прежних условиях ещё на три месяца. Арест подсудимому Д. судья также продлил, несмотря на его протесты. 

В процессе было объявлено, что следующее заседание будет предварительным и пройдёт в закрытом режиме.