Калининградские моряки, устроившие забастовку на судне "Павел Копытин" в Норвегии, отказываются покидать траулер, пока работодатель не заплатит им обещанных денег. По словам рыбаков, их банально кинули, заплатив копейки по хитро составленному контракту.
Клопс.Ru удалось пообщаться со вторым помощником капитана судна "Павел Копытин" Сергеем Демидовым. Вот что он рассказал.
"На судне на данный момент бастует 12 человек, из них 11 человек — из Калининграда. Все мы прибыли на судно и начали работать в разное время — с мая по август. Всё это время мы находимся в море, ловим краба.
Основную, валютную, зарплату, о которой мы договаривались на берегу, работодатель (ООО "Альбакор Прим", г. Южно-Сахалинск) выплатил нам только за май и июнь. За остальное время выплачивают только рублёвую копеечную зарплату, указанную в контракте. Но мы можем доказать, что изначально нам обещали платить совсем другие деньги — это видно и по отгрузке продукции, и по документам. Промысел вёлся непрерывно, неслись вахты — судовой журнал тому доказательство. Сейчас в общей сложности работодатель задолжал нам 35,5 тысячи долларов.
По контракту минимальный срок, который мы должны отработать, чтобы нам оплатили дорогу домой, — 135 суток. Многие за месяц до окончания срока писали заявление с просьбой о замене, но им не прислали замену и не заплатили основную зарплату".
Не первый протест
Первая забастовка на судне была 7 октября: часть экипажа не вышла на работу.
"После этого нам выплатили валютную зарплату за июнь, — рассказывает Демидов. — С тех пор судно дрейфовало в открытой части Баренцева моря до 28 октября. Всё это время от конторы не поступало никаких новостей, продукты заканчивались, деньги не перечисляли. Бастовавшим поначалу не позволяли пользоваться спутниковым телефоном для связи с родными.
Сейчас мы стоим на рейде в порту Ботсфьорд и не планируем покидать борт судна, пока нам не выплатят основную зарплату. Мы даже не хотим думать о том, что можем вернуться домой без денег! Хотя отношение к нам пренебрежительное: мы слышали разговор генерального директора компании, который звонил капитану и сообщил, что ему всё равно, куда мы будем жаловаться, — нам выплатят не больше рублёвой зарплаты, указанной в контракте"
Поверить на слово — или домой за свой счёт
Клопс.Ru связался и с теми членами команды, которые уже вернулись в Калининград, так и не получив денег.
"Мне посоветовала этот рейс знакомая, — рассказал бывший член экипажа Виталий — он был в рейсе с 25 февраля и вернулся домой в начале августа 2016 года. — Я связался с компанией "Альбакор Прим", мне позвонила женщина из отдела кадров, которая рассказала, что за тонну выловленного краба мы будем получать 30 долларов. Мне оплатили дорогу до Ботсфьорда, сказали, что контракт подпишем на месте. А уже в Норвегии нам подсунули контракт на обычный рублёвый оклад — менее 20 тысяч рублей в месяц. Про долларовый оклад в контракте не было ни слова.
Можно сказать, что у меня было два выхода: поверить на слово и согласиться, чтобы заработать деньги, либо вернуться домой за свой счёт. В результате я пробыл в рейсе пять месяцев и 10 дней. Обещанную долларовую зарплату мне заплатили за 4 дня февраля, за март и апрель. За остальные месяцы я получил только рублёвый оклад".
Фото Сергея Демидова
В рейс на судно "Павел Копытин" попали четверо моряков из Гусева Калининградской области. Ситуация у них аналогичная.
"Контракт с нами заключили только в Норвегии, — говорит Александр Паршиков. — Деваться было некуда. В итоге из пяти месяцев, что мы работали, нам заплатили только за два месяца — март и апрель".
Шантаж и угрозы
Руководитель калининградского отделения Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов сообщил редакции Клопс.Ru, что профсоюз направил предупреждение на имя руководства компании, указанной в контракте с моряками, — ЗАО "Альбакор Прим" из Южно-Сахалинска.
"Мы указали, что если они не заплатят своим работникам добровольно, то нам придётся обращаться в компетентные органы, в том числе правоохранительные, и им всё равно придётся заплатить, только уже под давлением, — рассказал Вадим Мамонтов. — В ответ мы получили письмо с неизвестного адреса и без подписей отправителей, в котором нас обвинили в шантаже и угрозах! К слову сказать, мы изучили контракты, которые заключались с моряками: там полная неразбериха, фигурируют названия нескольких разных компаний. Например, большинство трудовых договоров подписаны с двумя работодателями, а именно: в шапке трудового договора — ЗАО "Альбакор Прим", а дополнительное соглашение подписано с ЗАО "Примрыбфлот".
В настоящее время Российский профсоюз моряков обращается в прокуратуру. По последним данным, судовладелец направил на судно замену бастующим, которая должна прибыть завтра. Но рыбаки с траулера уходить не собираются и дела передавать не намерены", — рассказал Мамонтов.
По его словам, наших соотечественников набирали на судно две крюинговые компании: морское кадровое агентство ООО "МКА Прайм" и ООО "Морские кадры", которым моряки заплатили от 30 до 50 тысяч рублей за трудоустройство.
Тем временем в агентстве ООО "МКА Прайм" редакции сообщили, что моряков на судно "Павел Копытин" они не направляли.
"С ЗАО "Альбакор Прим" мы не работаем и вообще стараемся проверять информацию о работодателе, — пояснил начальник по работе с кадрами Алексей Жилковской. — Мы оказываем консультационные услуги, направляем данные о кандидатах, даём адреса работодателей, также соискателям предоставляем информацию об имеющихся вакансиях. Вопросы о зарплате и другие нюансы оговариваются уже непосредственно с работодателем.
Мы и сами бывшие моряки, и город у нас небольшой, поэтому стараемся не направлять людей в компании, которые испытывают проблемы с лицензиями, квотами на вылов и тем более не выплачивают людям заработную плату".
До второй компании (ООО "Морские кадры") оперативно дозвониться не удалось.
Напомним: о том, что работающие на южносахалинском судне "Павел Копытин" рыбаки из Калининграда объявили забастовку, стало известно во вторник, 1 ноября. Моряки утверждают, что вместо указанной в контракте 40-часовой рабочей недели им приходилось работать по 16 часов с восьмичасовым отдыхом. Вахту несли 12 часов через 12, а промысел, согласно судовому журналу, вёлся непрерывно.