16:38

"Пандемия вернула людей в семью": калининградцы рассказали, как они изменились за восемь месяцев

  1. Статьи
"Пандемия вернула людей в семью": калининградцы рассказали, как они изменились за восемь месяцев  - Новости Калининграда | Фото: архив "Клопс"
Фото: архив "Клопс"

Пандемия коронавируса за девять месяцев стала частью нашей жизни. Мы храним в кармане каждой куртки маску, не садимся в кафе за столики, помеченные крестиком, и привыкли к удалёнке. Кто-то завёл щенка, кто-то стал больше времени проводить с семьёй, сменил работу и нашёл новое хобби. "Клопс" пообщался с героями своих предыдущих публикаций о том, как изменились мы сами и насколько изменился мир вокруг нас.

"Ангельского вида ребёнок может быть носителем болезни, которая тебя убьёт"

Формат работы психолога и коуча Глеба Шулишова из-за пандемии поменялся, он полностью перешёл в онлайне и рад этому — чувствует огромную близость с супругой и детьми. Вместо длительных командировок, как было до пандемии, Глеб проводит время с родными, но семейные традиции стали другими.

Я не знаю, когда я в следующий раз пойду в кино, мне не хочется. До карантина у нас с детьми была традиция ходить на премьеры мультфильмов. Сейчас мысль о том, чтобы сидеть в замкнутом помещении с большим количеством людей, не кажется правильной. Мы смотрим фильмы дома". 

Глеб замечает, что походы по ресторанам и кафе стали считаться привилегией. Ценность человеческого общения очень возросла.

Не в материальном плане, а в том, что можно просто сидеть и смотреть на людей. После коронавируса возможность прогуляться по улице по-другому воспринимается. Если встречаешь знакомого, а он рядом с тобой стоит, это вообще красота", — считает Глеб.

Калининградец совсем недавно переболел коронавирусом. Симптомы были не очень серьёзные, поэтому он лечился дома. Сейчас Глеб здоров, но к нормальному состоянию вернуться не получается.

Это возможность почувствовать, каково быть 90-летним стариком, когда ты сделал несколько дел и сразу идёшь отдыхать на диван".

Мысль, что другой человек может быть опасен, с начала карантина и до сих пор сидит в голове калининградца.

До пандемии мы боялись ночью пьяных людей в тёмном переулке, а теперь появился новый фактор. Даже самого ангельского вида ребёнок с голубыми глазами и белыми волосами может быть носителем болезни, которая может тебя убить. Получается, что с людьми общаться хочется, но ты не знаешь, хорошо ли закончится этот разговор или кого-то не станет из-за него. Такая мысль иногда проскакивает".

Отсутствие маски может обернуться отсутствием продуктов — их просто не продадут в магазине. Ковид-диссиденты могут получить негативные реплики в свой адрес, рассказывает Глеб.

Я на себе испытал. Как-то стоял в магазине и соблюдал дистанцию не в 1,5 метра, а 1,25. Человеку передо мной показалось, что я близко, он высказался: "Вы такие все и подохните на капельницах". Просто ужас. Я ничего не сказал и отошёл".

"Теперь не притащишь больного ребенка в садик"

В марте калининградка Юлия Нежид, директор детского фестиваля, мама шестилетнего Лукаса ввела в своём доме 25 новых правил жизни. Они касались гигиены и профилактики ОРВИ, организации быта. "В коридоре у нас оборудована полочка "на ход ноги". Там всё, что надо иметь под рукой для выхода в неконтролируемое пространство — маски, мазь и спрей для носа, спиртовые салфетки, салфетки для очков и т. д.", — рассказывала Юлия. Спустя восемь месяцев она признаётся: усилия были не напрасны:

  1. Во-первых, у нас запасы. Когда все бегают, ищут у нас всё есть, даже антибиотики. Мы стали больше следить за здоровьем: 
  2. — отказались от сахара; 
  3. — меньше едим; 
  4. — делаем зарядку и ходим гулять; 
  5. — проходим проверки и консультируемся с врачами как только это потребуется, то есть не откладываем вопросы, касающиеся здоровья; 
  6. — пьём много воды; 
  7. — едим много фруктов; 
  8. — муж отказался от алкоголя; 
  9. — мы не психуем и не ругаемся".

Принципиальные вещи остались прежними, считает Юлия, но у кого-то сознание всё же поменялось. 

Скажем, в сад теперь не притащишь больного ребенка, что раньше родители делали постоянно. Но если отменят утренние осмотры, не факт, что родители будут следовать этому новому правилу. У нас в массе люди — пофигисты, и друг друга заражают, и массово болеют, потому что никто ни о ком не думает — о себе-то не особо, а уж о других и тем более. Некоторые с ковидом разгуливают, я таких лично знаю", — добавила Юлия.

"Я недавно чихнул на улице, так прохожий подпрыгнул и отбежал от меня" 

Поэт и экскурсовод Артур Зеков во время самоизоляции успел выпустить цикл стихов о пандемии, а к ноябрю переосмыслил значение той паузы, на которую весной поставили весь мир.

У меня были мысли, что пришла страшная чума и люди будут пачками умирать. Я написал несколько стихотворений. Мне это дало толчок в творческом плане", — говорит Артур. 

В ноябре калининградец отмечает, что впервые за многие годы у его сограждан появилась общая идея. По его мнению, все осознали, что сто заболевших в день — это реальные люди, а не цифры на бумаге.

Людей начал объединять страх перед неизбежностью. Они начали с большей теплотой друг к другу относиться, потому что это общая беда для всех. Как бы пафосно это ни звучало, как в войну. Когда самоизоляция закончилась, люди стали больше заботиться о здоровье. Если раньше кашель не замечали, то сейчас вообще не понимаешь, что кашляющий человек делает в магазине. Я недавно чихнул на улице, так прохожий подпрыгнул, отбежал от меня. Многие здороваются кивком. Может, в моду снова войдут шляпы, и их будут снимать при встрече?"

Он по-другому смотрит фильмы и читает книжки в жанре киберпанка или постапокалипсиса. Раньше они казались наивными и нереальными, а сейчас Артур думает, что единственные пророки в мире — это писатели-фантасты.

Ценность социальных сетей и онлайн-коммуникации выросла. Люди с социофобией перестали чувствовать себя изгоями. Сейчас многие стали уединение переносить легче. Обкатали систему онлайн-образования. Произошло сильнейшее погружение в виртуальный мир, он стал ближе для обычного человека", — говорит Артур.

"Пандемия вернула людей в семью"

Мама чемпиона и глава региональной федерации шорт-трека Марина Толпыго считает, что пандемия расставила приоритеты и вернула людей в семью. Она сама засадила балкон помидорами и перцами.  

Были разговоры, что у многих разводы начинались. У нас семейная идиллия, появились блинчики и варенье и ужины за общим столом, чего года три не было, потому что все всегда в разных местах: муж в Москве, сын в Гусеве, я в Калининграде. Стараемся втроём куда-то выехать, чтобы провести время вместе", — говорит Марина. 

Семья калининградки пересмотрела траты и стала больше внимания обращать на здоровье, сдают анализ крови раз в полгода и каждый день пьют витамины. 

Я теперь понимаю чётко, что вирус есть, он среди нас, носителем может стать каждый. Вирус стал более серьёзным, чем казался весной. До этого все могли спокойно встретиться, обняться, поцеловаться, то сейчас часть людей сторонится окружающих, как заразы. Никто не отменяет смертельные болезни, это просто ещё одна. Я фаталист, я считаю, если тебе суждено утонуть, то ты не разобьёшься".

"Теперь чаще собираемся дома и ходим в гости"

Инженер Евгений Токарь в марте к ситуации с пандемией относился с юмором и лёгким недоверием, но настороженно.

С магазина приходишь — обязательно продукты побрызгал обеззараживателем, помыл. Сейчас этого меньше, хотя ситуация сложнее. У меня сестра живёт в Гонконге, там ситуация посложнее, она мне много рассказывала. Сейчас тоже отношусь серьёзно, потому что есть и на работе случаи, и у знакомых".

Некоторые приятели Евгения перестали здороваться за руку. Он сам стал меньше ходить по кафе, хотя до коронавируса в выходные обязательно встречался с друзьями. 

Теперь чаще собираемся дома. Готовим сами, доставку не очень любим. Не думаю, что эта болезнь как-то кардинально изменила образ жизни калининградцев. Как только болезнь уйдёт, всё вернётся на круги своя".

О том, чего коснулись новые ограничения из-за COVID-19 в Калининградской области, можно прочитать здесь.