19:04

"Снова подрезали крылышки": предприниматели Калининграда — о выживании в пандемию

  1. Статьи
0:00
/
4:54
"Снова подрезали крылышки": предприниматели Калининграда — о выживании в пандемию - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Они продают мороженое, приобщают детей к науке, печатают рекламу, делают маникюр и... не знают, как свести концы с концами. Кому-то удалось просчитать риски из-за COVID-19, а для кого-то пандемия стала разрушительной неожиданностью. "Клопс" собрал четыре истории бизнесменов о том, как они удерживают на плаву свои микропредприятия.

"Сама развозила доставку"

Регина Гурина привезла в регион новый вид и способ подачи мороженого — по тайской технологии. В конце прошлого года она из небольшого помещения в торговом центре переехала на Ленинский проспект, где открыла кафе-мороженое Elefun с кофе и холодными десертами.     

Когда закрывалась Москва и города в других странах, я понимала, что у нас тоже такое возможно. Поэтому уступки с арендодателем были оговорены заранее. После этого разговора прошло две недели — и нас закрыли полностью".

Весна и лето — горячий сезон для продажи мороженого. Именно в этот период всё пошло наперекосяк, а будущее было устрашающим, вспоминает девушка: "Я знала, что продержусь какое-то время, но непонятно, как долго. Это первый сезон на новом месте и он полностью провален". Стало понятно, что нужно развивать доставку.  

Я лично развозила заказы, достаточно успешно — мороженое слегка форму теряло, но не таяло. Мы высчитывали время: сначала развозили максимальное количество рейсов, смотрели, как оно продержится в термосумке, как долго кофе останется в горячем виде. С тем условием, что на улицах не было никого и на дорогах было пусто, мы достаточно быстро всё доставляли. Когда разрешили работать навынос, мы поставили столик на улицу, хорошо, что погода позволяла".

Регина решила воспользоваться субсидиями от государства. "Когда мы начали работать навынос, я не сказала бы, что ситуация стала налаживаться. Да, бизнес приносил какой-то денежный оборот, но это всё равно неполная наша мощность. Это, скажем так, просто помогало держаться и покрывать текущие расходы", — заключила Регина. 

"Я напрямую завишу от другого бизнеса"

Но не все индивидуальные предприниматели смогли воспользоваться субсидиями. Глава одного из центров полиграфии Денис Выдрин не смог получить помощь от государства. 

С середины апреля я пытался подать заявки на субсидии и отсрочки кредитов, но мне отказывали. Государство денег не давало, потому что моя отрасль не пострадавшая. Но я очень сильно завишу от других видов бизнеса, если они развиваются —  заказывают визитки, мероприятия проводят — листовки заказывают. Мне очень обидно было, что не дают субсидии. Обделили вниманием, так скажем. Да и я побаивался их брать, я тогда понимал, что будут подводные течения. Так и получилось, сейчас тех, кто брал бюджетные деньги, заставляют отчитываться за каждую копейку — где и куда потратили".

Денис Выдрин готовился к грядущему кризису, но не учёл, что Россия тоже уйдёт на карантин. Предвидя повышение цен на оборудование, он стал  закупать технику.

Уже в январе я понимал, что Китай не работает и у них цены на технику взлетят, поэтому побежал, купил компьютер, сетевое оборудование.  Я понял что инфляция неизбежна, закупал и закупал технику как можно больше и быстрее. А к началу марта я накопил крупную сумму денег".

На тот момент у мужчины было три кредита. Уже в начале весны желающих заказать печатную продукцию стало существенно меньше. 

Я переживал, что у меня просто не будет денег, поэтому накопленное закинул на кредит, чтобы уменьшить ежемесячный платёж. Я очень хорошо и основательно подготовился к кризису, но единственное я не учёл — что будет и у нас тоже карантин".

Когда ограничения стали понемногу снимать, активизировались заказы. В основном это были заявки от компаний, которые работали на доставку. Но этих денег всё равно не хватало покрыть расходы. 

В середине апреля меня выручили друзья, заняли крупную сумму. За счёт этого я выбрался, и налоги заплатил, и кредит, и за аренду, где, кстати, скидку мне не делали. Лето я очень хорошо отработал —  пахал с девяти утра и пока силы не закончатся, а с первого сентября я переехал в новое помещение".

"Нам опять подрезали крылышки"

Весь прошлый год Наталья Азаренко работала на оплату экспонатов музея занимательных наук "ЭйнштейниУм". Рассчитаться с предыдущим владельцем бизнеса удалось лишь в ноябре 2019-го. Плодотворно и прибыльно поработать удалось  лишь в декабре и в первый месяц 2020-го года. Тогда предпринимательница вложила накопленные деньги в развитие своего дела — купила новые экспонаты, химические реагенты для научных шоу и улучшила развлекательную программу.

Нормально работать мы перестали в феврале, тогда школы начали отказываться от экскурсий, потому что много детей заболело ОРВИ. Этот месяц у нас всегда такой. В марте тоже не было школьных экскурсий, мы провели всего два закрытых праздника, и 16 марта мы перестали работать совсем".  

Дохода нет, а за аренду помещения платить приходилось 130 тысяч рублей. Владельцы на уступки идти не хотели. Остатки декабрьской прибыли пришлось вложить в аренду. 

Уборка с меня денег не брала, коммуналка стала меньше, а арендатор скидку не сделал. Мы остались без работы в том же помещении, потому что для торгового центра эта ситуация не форс-мажор. Сразу же съехать было невозможно. В мае мы начали искать новое, потому что мы понимали, что погружаемся в долги, ничего не зарабатываем, а долг только нарастает. Чтобы расплатиться с арендой и съехать, мне пришлось взять кредит, причём обычный, потребительский".

Разрекламированные кредиты предпринимательнице не одобрили, потому что Наталья многодетная мать. "А ещё у меня просто ИП, и нужен был залог. На льготные кредиты мы не подходили", — объясняет женщина. Найти аналогичное место за вменяемые деньги было невозможно: владельцы хотели предоплату за несколько месяцев вперёд. Спас бизнес Натальи форт №11 "Дёнхофф", предоставив помещение на выгодных условиях. 

Мне сказали: да, помещение мокрое, нужно сушить, можешь использовать как склад, а можешь начинать работать, когда разрешат. Первого августа мы переехали".

Трудности ещё не закончились, уверяет Наталья. Выдержать испытания "помогает только вера в светлое будущее".  

Знаете, есть такое слово "надо". У меня трое детей, мы не ничего не получаем как люди, которые потеряли работу. Мы ещё продолжаем испытывать трудности, потому что нам опять всем подрезали крылышки. Организованную экскурсию с группой я провести не могу, потому что это мероприятия, объединённые единой целью, идеей — по идее, я по новому распоряжению подпадаю под это. Организованные экскурсии я проводить не могу. А это основная статья дохода в моей сфере".

"Устроилась на вторую работу" 

Татьяна Попова приехала из Архангельска в Калининградскую область меньше года назад. Женщина разведена, на её попечении маленькая дочь. Новую жизнь Татьяна начала с открытия бизнеса — маникюрного салона. Обзавестись клиентами в новом городе было нелегко, но Татьяна справилась. Казалось бы, только всё наладилось, а тут как снег на голову — коронавирус. 

Бывший муж нам не помогает, поэтому у меня был шок: что вообще делать? Нас просто закрыли и всё? Ладно если кто-то предупредил и были бы какие-то накопления. Но их не было. Я привыкла, что каждый день у меня есть вот такая-то сумма, а тут просто ноль. Состояние неопределённости — это самое ужасное, что может быть".

Женщина решила найти вторую работу, где и продолжает трудиться по сей день  — на всякий случай. 

Десять тысяч заплатили за ребёнка, но сами понимаете, что эти десять тысяч сейчас. Работаю администратором в компании, которая занимается арендой недвижимости. Это такая лёгкая гарантия, что даже если сейчас салоны красоты закроют, у меня не будет ноля".

Через некоторое время власти разрешили начать деятельность с ограничениями и особыми условиями для салонов красоты. Как отмечает Татьяна, с такими требованиями проще было вовсе не открываться. 

Нам выкатили такой список требований нереальный. Например, нужно было заключать договоры с лицензированными организациями по дезобработке помещения. А это дополнительные затраты. Полтора метра между клиентами, ну бог с ним, но клиенты должны были стоять на улице, ждать очереди. На самом деле проще было не открываться".

В октябре калининградские власти вернули часть ограничений, это связано с ростом числа заболевших COVID-19. "Клопс" выяснил, что по этому поводу думают местные рестораторы и другие эксперты.