Перевозчики "Аркада", "Регио Экспресс" и "Зеленоградск-транс" в тестовом режиме запустили систему электронных билетов. Контрольно-счётные кассы внедрили в городских и межмуниципальных автобусах, в том числе в Советске и на маршрутах Советск — Неман и Калининград — Люблино. "Клопс" выяснил, что о нововведении думают транспортники.
Как система работает?
Пассажиры, которые заходят в автобус, могут оплатить проезд не только наличными деньгами, но и банковской картой, телефоном, а в будущем — единым электронным билетом "Волна". В Калининграде его введут не позднее 1 июля.
Что представляет из себя эта система?
Каждого кондуктора обеспечат подключенными к интернету кассовыми аппаратами (валидаторами). И перевозчик, и пассажир могут отслеживать поездки через личный кабинет. Как войти в электронную систему можно узнать при входе в автобус.
Какие есть плюсы для пассажиров и автопредприятий?
Горожанам не нужно возить с собой наличные, в том числе мелочь, а экипажу в пути не придётся искать сдачу. Кроме того, система делает более удобными расчёты при долгосрочных поездках и контроль за расходами детей и родственников. Транспортные предприятия следят за сборами в режиме онлайн, и кондукторам сложнее будет положить деньги себе в карман.
В чём недостатки системы?
Кондукторы дольше обслуживают пассажиров. На обилечивание уходит больше времени, так как каждый раз нужно вбивать сумму в терминал и ждать подтверждения системы.
Какие есть минусы для перевозчиков?
В транспортных предприятиях отмечают, что зарядки терминала не хватает на полноценный рабочий день. Сейчас в компаниях ищут альтернативу: либо приобретать второе устройство, либо как-то подзаряжать его во время смены.
Уйдут ли кондукторы?
Эта система не позволит убрать кондукторов. По крайней мере, на первом этапе и с самых загруженных рейсов.
"Если доверить оплату электронике и пассажиру, то пассажир платить не будет", — считает глава региональной ассоциации перевозчиков Владимир Гренц.
Когда больше половины пассажиров начнут выбирать безналичный способ, перевозчики будут готовы поменять систему посадки, добавил руководитель ассоциации. В переднюю дверь автобуса люди будут только заходить, из задней — выходить.
Повысится ли стоимость проезда?
Часть компаний всерьёз рассматривают такой вариант. Оборудование одного автобуса обходится перевозчикам в 30-35 тыс. рублей. За каждую операцию банк будет взимать два-три процента комиссии за эквайринг.
Согласно федеральному законодательству, с 1 июля 2019 года весь пассажирский транспорт в России должны оборудовать электронными кассами. О том, как система будет функционировать в Калининграде, можно прочитать здесь.
Внедрением в областном центре займётся столичная компания. Стоимость работ оценивается в 66 млн рублей. Для городских предприятий валидаторы будут бесплатными.