Новости
21.10.2016
10:15

Ложная экономия: как не попасть на уловки продавцов

Любите акции и скидки? Ездите на другой конец города, чтобы купить продукты или поменять валюту? В каких случаях такая экономия становится ложной — разбираемся.

В погоне за дешёвыми конфетами

Все мы разные. И к покупкам тоже подходим по-разному. Кто-то готов нестись на другой конец города, чтобы сэкономить на продуктах, а кто-то не пройдёт и пары сотен метров до более дешёвого магазина.
"Я несколько лет жила по соседству с торговой базой на Полоцкого, — рассказывает калининградка Юлия. — Вроде как там продукты дешевле. Но все мои походы туда заканчивались нервами. Во-первых, магазины разрозненны, быстро найти что-либо сложно. Во-вторых, мне казалось, что выбор ограничен слишком дешёвой линейкой продуктов, а в моём понимании — более некачественной. И я ходила в ближайший супермаркет".
Но в недорогих торговых точках всегда наблюдается столпотворение. В том, чтобы экономить, нет ничего плохого. И многие действительно совершают выгодные покупки. За чем ходила Юлия на базу — так это за кофе: цена пачки немецкого кофе здесь была на сто рублей ниже, чем в супермаркете.
Однако в таком шопинге есть свои нюансы.  И нужно быть осторожным, чтобы не стать жертвой ложной экономии. Руки тянутся купить много и дёшево? Спросите себя: "А мне это нужно?"
"Рядом с моим домом есть магазин, где всё немного дешевле. Кофе, чай, бакалея и много-много конфет, — говорит Сергей. — И забежать сюда , чтобы просто купить что-то одно, — нереально. Толпы женщин штурмуют магазин. Весь товар здесь разложен на виду, коробки с конфетами и печеньем открыты и так и манят купить! Я видел, как это происходит: пока покупательницы стоят в очереди, им хочется всё больше. И они набирают! Все эти горы конфет, печенья, макарон! Это дешевле — вот и хватают, пока денег хватит".

Уловки скидок и акций

Красные или жёлтые ценники акционного товара в магазинах всегда привлекают внимание покупателей. Но стоит разобраться, что именно толкает продавца работать себе в убыток?
Часто крупные супермаркеты хотят сбыть таким образом товар, у которого истекает срок годности, рассказывает бывший администратор одной из калининградских торговых сетей Татьяна.
"Это не залежалый товар, это товар, у которого вот-вот должен закончиться срок годности. Это могут быть салаты, которые были сделаны утром, а вечером их нужно продать. В пекарнях так могут распродавать хлеб. Делается большая скидка — 40-50%, и люди охотно разбирают", — говорит Татьяна.
Также на скидке могут оказаться продукты, потерявшие товарный вид, но ещё годные к употреблению. 
"Например, рыбка лежит, она уже вяленькая, некрасивая, но в употребление ещё сгодится. Делаются скидки на неё, покупатели берут — без претензий, ведь товар по срокам годности нормальный", — рассказывает Татьяна.
Однако в некоторых случаях сбывают явно некачественный товар, говорит Павел, бывший сотрудник магазина-склада.
"У нас были акции, под которые попадал явно лежалый товар. Или чай, например, лежал рядом с рыбой, пропах ею, и нужно его продавать: пожалуйста — скидка", — отмечает Павел.
В ряде случаев магазины ставят скидки на товары в маркетинговых целях. Разницу в цене они всё равно компенсируют изрядной наценкой.
Если вы видите скидку в магазине, нелишним будет сравнить цены во всей линейке аналогичных товаров. Может быть, никакой выгоды и нет.

Скидка, которой нет

Ценами и акциями занимаются хорошие психологи, говорит Марина, бывший мерчандайзер одного из магазинов сети спортивных товаров.
"Вот, например, цена 3 999 рублей. Почему нельзя просто поставить 4 000 рублей? Но нет: в компании знают психологию покупателей. Почти одно и то же — а кажется, что вроде как и дешевле", — говорит Марина.
По её словам, акции и распродажи проходят так: накануне цена на товары увеличивается, а потом — неожиданно снижается.
"За день до распродажи все ценники переклеивались — и цены становились в два раза больше. А на следующий день была акция — 50%. А по факту никакой акции и нет. Это и постоянные покупатели замечали. Заставляли снимать ценники", — рассказывает Марина. 

Купоны: есть ли экономия?

С покупкой услуги или товара по купонам сталкивались многие. Парикмахерские, барбер-шопы, стоматологические клиники готовы предоставить вам свои услуги, если вы предъявите соответствующий купон.
"Я несколько раз покупала такие купоны — на посещение ресторана, салона красоты, — говорит Светлана. — В принципе, всё было неплохо. Как правило, этим занимаются нераскрученные организации, о которых мало кто знает".
Однако никто не может поручиться, что услуги по купону будут качественными. А купонные магазины не окажутся однодневками. Так что при такой покупке нужно быть осмотрительным и не приобретать дорогие услуги.

Покупки за границей и в интернете

Многие калининградцы ездят с соседнюю Польшу за продуктами, одеждой, обувью, бытовой техникой.
"Пара кожаных ботинок там стоит от двух тысяч в перерасчёте на наши деньги. У нас — от пяти! — говорит Анна. — А если у меня трое детей, то, конечно, мне проще всех обуть и одеть там".
Если даже с учётом стоимости топлива, "зелёной карты", обеда ваш шопинг за границей всё равно выходит дешевле, чем дома, такая экономия оправдана. Главное — уметь считать.
Можно существенно сэкономить и при покупках в онлайн-магазинах. Ведь они не платят за аренду, не тратятся на зарплату персонала. Иногда, особенно в период распродаж, можно неплохо сэкономить. Да и многие крупные торговые сети делают скидку на свои товары, если их покупаешь в их онлайн-магазине. Но есть и свои риски. 
Товар может оказаться некачественным или банально не подойти по цвету, размеру, фасону. В этих случаях, в соответствии с законом "О защите прав потребителей", товар всегда можно вернуть.

Любите подешевле? А зря!

Не зря существует народная мудрость: скупой платит дважды. Иногда покупка уценённого, дешёвого товара приводит к тому, что потом товар выходит из строя.
"Мой приятель очень любит покупать вещи с рук в электричках, — рассказывает Сергей. — У нас в Питере такая торговля очень популярна, и мой друг считает, что он так экономит. Но каждый раз он попадает в смешные ситуации. Например, однажды он купил штопор. И когда он попытался открыть бутылку, этот штопор распрямился, как спица. Было очень смешно!"
Это же касается и бэушных товаров. Ведь все товары имеют свой срок годности, в том числе электроника, автомобили. И не исключено, что такая покупка обернётся тратами в будущем.
В общем, покупая, считайте свои деньги. И почаще спрашивайте себя: "А нужна ли мне эта конкретная вещь?" Или она привлекает вас просто потому, что на ней красный ценник?
 
 
 
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39  или на сайте fingram39.ru