Новости
17.12.2015
11:22

Посылка с макаронами вместо смартфона: как уберечься от мошенников при покупках в сети

Многие россияне не представляют жизни без покупок в интернете. Они оценили удобство и экономию времени и денег. Как не нарваться на мошенников при покупках в сети, вернуть некачественный товар или деньги за него, рассказывают эксперты.

Главное — репутация

Сегодня всё больше россиян уходят в сеть за покупками. Интернет-магазины предлагают не только широкий выбор товаров, но и возможность приобрести их дешевле.
 
Многие предпочитают отовариваться в иностранных магазинах. Почти 90% покупок россиян приходится на Китай. Как пишет "Российская газета", каждый год объём таких покупок удваивается. Что неудивительно. Китайские онлайн-магазины имеют перед отечественными конкурентами одно нерыночное преимущество: иностранный товар, заказанный физлицом из России, не облагается пошлиной, если его сумма не превышает тысячи евро. Такой товар часто не облагается и НДС. Разница в цене с российскими товарами доходит до 30%.

Как выбрать правильный онлайн-магазин? Смотрите на его известность и репутацию. Заказ товаров на проверенных сайтах поможет защититься от мошенников, говорит заместитель начальника "Отдела К" управления МВД по Калининградской области Александр Косарев.
 
— Риск всегда, конечно, остаётся. Но можно заказывать на проверенных сайтах, где люди давно заказывают товары, — отмечает Косарев. — Чтобы не попасть на мошенников, надо смотреть и на цену товара: товар не может стоить в два раза дешевле, чем в обычном магазине или на другом интернет-ресурсе.
 
По его словам, к Новому году полицейские ждут наплыва обращений от граждан, ставших жертвами жуликов, —  когда после получения денег за товар продавец таинственным образом исчезает. Такое случается при покупках у физических лиц, а также у компаний с неясной репутацией. По словам Косарева, перевод денег за товар на счёт юрлица не гарантирует защиты от мошенников. Косарев советует при возможности избегать предоплаты. Товары лучше оплачивать уже по факту получения. И хотя даже в этом случае покупатель не защищён от обмана — ведь в коробке может оказаться всё что угодно — зато его деньги мошенникам получить будет сложнее.
 
— Обмануть могут даже с наложенным платежом. Пришёл на почту, коробку открыл, а там не мобильный телефон, а пачка макарон. И ничего уже не сделаешь, — говорит Косарев. — Но в чём плюс наложенного платежа: непонятно кто ваш перевод не получит. На том конце — там нельзя обезличенно получить. Там конкретное физлицо должно прийти с паспортом и получить денежные средства.
 
Эксперты российского интернет-портала "Сердитый гражданин" советуют: составьте список из 3-5 самых популярных интернет-магазинов. Прочитайте отзывы о них, а также о качестве представляемого товара, скорости и стоимости доставки, возможности отказа и обратной отправки, возврата денег. 
 
Необходимо изучить характеристики магазина: кто его представляет, есть ли контактные телефоны, представительства в вашем регионе, сколько лет на рынке, с какими транспортными компаниями сотрудничает.
 
Внимательно рассмотрите и фото товара в увеличенном размере — так можно будет разглядеть, например, неровные швы или грубый материал. Изучите отзывы покупателей этого товара. Наличие одного-двух, пусть даже положительных, не гарантирует качества, отмечают эксперты портала.
 
При процедуре регистрации на сайте не стоит указывать свои паспортные данные. Для доставки товара достаточно ФИО и адреса. Обязательно укажите контактный телефон — многие интернет-магазины перезванивают для уточнения факта покупки.
 
Кстати, отсутствие на сайте интернет-магазина информации о продавце, фирменном наименовании или государственной регистрации индивидуального предпринимателя является нарушением закона, отметили в калининградском управлении Роспотребнадзора.

В Бранево быстрее

Пока самым надёжным способом доставки эксперты называют "Почту России". Но ждать порой приходится долго. И в каком виде придёт ваш товар и придёт ли вообще, никто не знает.
 
— Есть известная шутка в интернете: девушка пришла на почту за кофточкой, там ей сказали, что товар пока не пришёл. При этом сотрудница за стойкой сидела в той самой кофточке, — говорит калининградец Михаил. — Бывают случаи разные. Мой приятель получил некачественный телефон, отправил его обратно в Китай. Но китайцы ему написали, что получили пустую бандероль. Он не знает, на кого грешить, но склоняется к тому, что это наши на почте "приделали ноги" телефону.
 
По словам Михаила, сегодня почтовая инфраструктура не готова к нормальной интернет-торговле. Поэтому перед Новым годом на той же почте стоит ожидать "завала" заказов. Для калининградцев выходом может стать соседняя Польша.
 
— Многие калининградцы заказывают товары из Китая на почту в Бранево, до востребования. До Польши идёт быстрее гораздо, чем до Калининграда. Таким образом они сокращают время ожидания. Потом едут на почту в Бранево и получают товар там, — рассказывает Михаил.  
 
С января по сентябрь этого года "Почта России" обработала 80 млн международных посылок и мелких пакетов, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, пишут "Ведомости". Это 90% международных отправлений. И около 80% всей международной корреспонденции — дешёвые китайские товары.
 
Также товар вам могут доставить курьерские и транспортные компании. Это быстрее, чем почтой, но дороже. Выбрав доставку таким образом, проверьте, имеется ли офис транспортной компании в вашем городе, созвонитесь и уточните наличие взаимоотношений с выбранным интернет-магазином, ознакомьтесь с условиями доставки.
 
"Обязательно проверьте свою покупку при получении курьером или транспортной компанией. В присутствии курьера или в офисе транспортной компании, распакуйте и проверьте свою покупку до факта оплаты. При несоответствии покупки оформляйте отказ и обратную доставку. При получении покупки в отделении "Почты России" вам придётся сначала оплатить товар", — отмечают эксперты портала "Сердитый гражданин".

Расплачиваясь картой, помните о защите

Если вы расплачиваетесь за товары или услуги в интернете банковской картой, то стоит помнить о рисках. Не держите на карте, которую используете для интернет-платежей, большие суммы. Также особенно внимательно отнеситесь к своевременному обновлению антивирусной защиты, отмечают в пресс-службе одного из калининградских банков.
 
— Не совершайте покупки на подозрительных сайтах, обратите внимание на поддержку сайтами, на которых вы совершаете покупки, технологии 3D-Secure (наличие данной технологии обозначено на сайтах логотипами Verified by Visa и MasterCard SecureCode). Данная технология позволяет подтвердить совершаемую вами операцию одноразовым паролем, который вы получите на ваш мобильный телефон либо можете распечатать на чеке в банкомате или информационно-платёжном терминале, — сообщает пресс-служба.
 
— Есть ещё отличный способ не вводить данные своей пластиковой карты — выпускать виртуальную, — рассказывает калининградка Наталья. — Лично я, чтобы не оставлять нигде данные о своей карте, оформляю виртуальную карту с лимитом, выше которого с неё не смогут списать. И с виртуальной картой покупаю в интернете, бронирую гостиницы. У неё все те же реквизиты, что у реальной, только её нет и выпускают её на пару месяцев. В моём банке такая услуга стоит 50 рублей. Дороговато, но безопасность дороже.

Отказались от товара? Деньги вернут

Покупки через интернет регулируются законом "О защите прав потребителей", а также Правилами продажи товаров дистанционным способом, уточняют в Роспотребнадзоре. При отказе от товара продавец обязан вернуть покупателю деньги в течение десяти дней со дня предъявления требования — за минусом расходов продавца на доставку товара.
 
Нужно помнить: если вы уже оформили заказ, но передумали, от товара можно отказаться в любой момент до его доставки, а после его получения — в течение семи дней. В момент доставки товара вам должна быть в письменном виде предоставлена информация о нём, а также о возможности возврата. Если такой информации не предоставили, срок для возврата увеличивается до трёх месяцев с момента передачи товара, отмечают в Роспотребнадзоре.
 
Конечно, возврат товара возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства и документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие такого документа не лишает потребителя права ссылаться на другие доказательства приобретения товара и данного продавца.
 
"Если продавец отказывается удовлетворить требование в добровольном порядке, допустим, не меняет товар, отказывает в возврате денежных средств либо в проведении гарантийного ремонта, потребителю следует обращаться в судебные органы, поскольку только суд вправе обязать продавца удовлетворить имущественные требования потребителя", — отмечается на сайте ведомства.
 
В случае спорных моментов специалисты Роспотребнадзора готовы помочь потребителю и вступить в судебный процесс.
 
 
Материал подготовлен в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
 
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39, +7(4012) 988-233 или на сайте fingram39.ru