23:33

Жил около суток: что известно о смерти новорождённого в калининградском роддоме № 4

  1. Новости
На фото: Елена Белая в зале суда | Фото: Александр Подгорчук / Клопс
На фото: Елена Белая в зале суда. Фото: Александр Подгорчук / Клопс

В Калининграде в роддоме № 4 6 ноября скончался новорождённый. Вскоре после этого региональный СКР возбудил уголовное дело в отношении и.о. главврача медучреждения 41-летней Елены Белой. Её обвинили в том, что она не оказала должную помощь младенцу и сделала всё, чтобы он не выжил. По версии следствия, Белая вынудила подчинённых указать в медицинских документах, что ребёнок родился мёртвым. По решению суда, в пятницу, 16 ноября, Елену Белую поместили в СИЗО на два месяца. “Клопс” попытался разобраться в том, что произошло в роддоме и в чём обвиняют руководителя медучреждения. 

Родился мальчик

Уроженка Средней Азии 27-летняя Замира (имя изменено) была на 24-й неделе беременности, когда 5 ноября у нее начались боли внизу живота. Около 23:00 родные вызвали ей скорую помощь. С подозрением на ложные схватки женщину привезли в роддом №4. 

Будущую мать сопровождала сестра Гульнара (имя изменено). Она рассказала, что Замиру приняли в приёмном покое, сделали УЗИ. Доктор сказал, что ребёнок жив, “мама чувствует себя хорошо” и будет рожать. 

После того, как Гульнара уехала из медучреждения, сёстры созванивались по телефону “каждые пять минут”, пока Замиру не увезли в родзал. Мальчик весом 700 граммов появился на свет 6 ноября в 4:30 живым, по информации регионального СУ СК. 

На учёте не стояла

По словам Гульнары, Замира с мужем приехали в Россию полгода назад именно потому, что у неё не получалось забеременеть. Здесь сестра, якобы, прошла лечение, после которого и удалось зачать ребёнка. При этом, утверждает родственница Замиры, беременная не вставала на учёт в женской консультации, а “обследовалась в частном порядке, и у неё всё было нормально”. 

“Утром в роддом приехала бригада перинатального центра, они хотели забрать малыша, но главврач не отдала его. Я пришла в роддом, мне сказали, что ребёнок недоношенный. Говорили, что мальчик жив, он под аппаратом искусственной вентиляции лёгких. Я предложила купить и привезти любые лекарства. Врач сказала, что у них всё есть. Вечером мне сообщили, что он уже мёртв”, — рассказала “Клопс” Гульнара.

Она добавила также, что ещё три-четыре дня Замира была в роддоме, в эти дни её приходил допрашивать следователь. “Медперсонал успокаивал, мол, она сможет родить ещё детей”, — говорит Гульнара.

Версия следствия

О том, что происходило в роддоме с момента поступления Замиры и до ареста Елены Белой, сейчас известно из официальных сообщений полиции и СК. Так, следователи установили, что сразу после рождения состояние младенца стабилизировали с помощью препарата “Куросурф”. Ребёнка подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. 

Далее, как следует из постановления СК, и.о. главврача дала указания подчинённым “принять возможные меры к тому, чтобы ребёнок не выжил”. Доктор мотивировала это дороговизной медикаментов и ресурсов для поддержания жизни новорождённого. В том числе, препарата “Куросурф” (его цена превышает 20 000 рублей — прим. ред.). Также, по сообщению СК, она сослалась на ухудшение показателей медицинской статистики учреждения, “в связи с рождением ребёнка такой категории и его последующим наиболее вероятным летальным исходом”.

При неустановленных обстоятельствах

Следователи указали, что смерть новорождённого наступила “при неустановленных обстоятельствах” между 4:30 6 ноября и 17:30 7 ноября.

По версии следствия, озвученной в суде, Белая “отказалась передавать новорождённого бригаде перинатального центра, где ему могли оказать более качественную медицинскую помощь”. Кроме того, и.о. главврача, угрожая увольнением, вынудила акушера-гинеколога Ш. записать в истории родов Замиры ложные сведения о том, что ребёнок появился на свет мёртвым. При этом Ш. не знала “о преступных намерениях Белой”, однако, опасаясь угроз, сфальсифицировала данные в медкарте роженицы. 

Помимо Елены Белой, на причастность к преступлению проверяются и сотрудники перинатального центра Калининградской области.  Об этом “Клопс” сообщил источник в правоохранительных органах.

Уголовное дело находится на особом контроле в СУ СК России по Калининградской области. 16 ноября представитель регионального СКР Наталья Гацко сообщила журналистам, что в рамках процесса назначен ряд экспертиз, изучается медицинское оборудование и документация, изъятая в роддоме. 

Спектакль с наручниками 

О том, кто заявил в полицию о смерти младенца и якобы сфальсифицированных документах, правоохранительные органы не сообщают. Сама роженица и её родные утверждают, что с жалобами никуда не обращались. Родственники Белой полагают, что заявление поступило от кого-то из сотрудников медучреждения. 

Тем временем в региональном УМВД сообщили, что в роддоме три дня работали сотрудники полиции. Они проводили обыски, искали улики и доказательства вины руководителя учреждения. Затем собранные материалы передали в СУ СК России по Калининградской области.

После судебного процесса 16 ноября, где Елене Белой избрали меру пресечения , журналист “Клопс” пообщался с отцом подозреваемой. Валерий Осякин рассказал, что Лена ничего не знала о следственных действиях вплоть до задержания, которое произошло во вторник, 13 ноября.

 “Это какой-то спектакль с наручниками. Она была растеряна, потрясена, не понимала что происходит. Уже из следственного комитета ей дали позвонить мужу, который был в длительной командировке в Саратове. Он сообщил об этом нам с женой. После допроса Лену повезли домой на обыск, затем отправили в ИВС”, — рассказал отец Елены. 

Ни одной жалобы

Мужчина говорит, что его дочь с отличием окончила Ульяновский мединститут. В роддоме № 4 она проработала 15 лет. Должность и.о. главного врача занимала менее полугода, после ухода на пенсию Альвины Беспалко. 

В поддержку Белой 30 врачей из медицинского сообщества акушеров-гинекологов передали в суд ходатайство с просьбой не заключать её под стражу. Они охарактеризовали коллегу как врача, который “внимательно и бережно относится к пациентам, не раз спасала жизни матерей и детей”. По их словам, на Белую за 17 лет работы ни разу не жаловались пациенты. 

Установить обстоятельства

“Клопс” направил в министерство здравоохранения Калининградской области ряд вопросов, связанных с этой ситуацией. Ответов пока не последовало. В единственном комментарии руководитель пресс-службы регионального правительства Дмитрий Лысков сообщил, что до поступления в роддом пациентку не обследовали. По предварительным данным, причиной смерти младенца стали респираторные нарушения.

С просьбой дать пояснения по ряду моментов, связанных с обвинением Белой, журналист “Клопс” обратился к следователю регионального СКР Юстине Постоваловой, однако она отказалась от комментариев. 

В нюансах дела предстоит подробно разобраться, в том числе, и адвокатам Елены Белой. В частности, необходимо установить причинно-следственную связь между действиями врача и смертью младенца. 

“Пока ключевая фраза в постановлении следователя, что смерть младенца наступила “при неустановленных обстоятельствах”. Документы следствия на этом этапе очень противоречивы. Они не содержат ни одного довода о том, что Белая давала указания не оказывать помощь младенцу, лишить его жизни. Ажиотаж вокруг ситуации создан искусственно следствием, которому ещё только предстоит установить все обстоятельства дела”, — пояснил свою позицию адвокат подозреваемой Евгений Серых.

Между тем, уже на следующий день после задержания Елены Белой на должность главного врача роддома № 4 назначили бывшего руководителя роддома № 1 Олега Седнева.