15:34

Святой мученик Пруссии и Дева Мария: история кирхи на проспекте Победы. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Старый Центральный район нашего города хранит в себе ещё много тайн и сюрпризов. В нём на каждой улице, в каждом закутке есть место истории. Сегодня мы познакомим вас с его очередной архитектурной загадкой. Речь пойдёт о бывшей кирхе Святого Адальберта, что расположилась на пересечении двух городских улиц этого района: проспекта Победы и Дмитрия Донского.
 
Кирха Святого Адальберта — St. Adalbertkirche
 
Название до 1932 года — St. Adalbertkapelle.
 
Время строительства: 1902–1904 годы.
 
Адрес расположения: Königsberg, Lawsker Allee, 36/ Kastanienallee, 11–13 — Калининград, проспект Победы, 41.
 
Архитектор: Ф. Хайтман.
 
Архитекторы пристройки: Й. Лауфер и Г. Шёнвайлер.
 
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 

Небольшая предыстория вопроса

 
В одной из прошлых статей я уже рассказывал вам о красивом и богатом районе Кёнигсберга — Амалиенау (Amalienau). О его виллах и особняках, чьими владельцами были зажиточные и уважаемые в городе бюргеры. Но этот район старого города был знаменит не только ими, были тут и две старые кирхи. Одна носила имя — кирха Памяти Королевы Луизы и принадлежала евангелической общине Кёнигсберга. А чуть впереди, по старой улице Lawsker Allee (ныне проспект Победы), находилась ещё одна, не менее красивая и величественная кирха. Речь идёт о кирхе Святого Адальберта. Она была дана на откуп уже католической общине города. Её история как очень богата и величественна, так и не менее трагична. Но прежде чем начать свой рассказ о самой кирхе, стоит познакомить вас с тем, кому было посвящено возведение данного сооружения. Речь идёт о покровителе Пруссии — святом Адальберте.
 
 
Иллюстрация: Парамонова М. Ю., "Святые правители Латинской Европы и Древней Руси"
 

Войтех Адальберт — святой мученик Пруссии

 
Адальберт Войтех Пражский (Adalbertus Pragensis), первый святитель пруссов, занимался миссионерством на Земландском и Пиллауском полуостровах, попавший в плен к пруссам и казнённый ими 23.04.997 года предположительно в Тенкиттене (ныне район современного г. Приморска). Святой Войтех родился в семье князя Славника в Либице в 955 году.
 
Имя "Войтех" означает "Утешитель толпы". (По другой версии, имя означает "Поддержка воинов"). В детстве Войтех тяжело заболел. Для исцеления он был положен на алтарь святой Марии. Родители дали клятву пред алтарём, что в случае выздоровления мальчика он будет предназначен к духовному званию. Выздоровление показалось всем чудесным знамением. Войтех учился в Либицкой городской церковной школе. В Либице произошло первое свидание Войтеха с Адальбертом Магдебургским. В год, когда Войтеху исполнилось 15 лет, его родители отправили мальчика учиться в магдебургский монастырь. В Магдебурге Войтех учился в монастыре святого Морица. Его учителем был несравненный Оттерих, а духовным наставником — первый архиепископ Магдебурга Адальберт. В Магдебурге Войтех прошёл вторую конфирмацию и назвался Адальбертом, приняв имя своего духовного наставника. Это имя означает "Блистательный род". (Имя Адальберт может соответствовать немецкому имени Альбрехт, сокращение от имени представляет собой женское имя Берта).
 
В 981 году после смерти своих наставников Адальберт вернулся в Прагу. В 982 году, после смерти Титмара, против желания он был избран пражским епископом и в 983 году посвящён в сан. Жил добровольно в бедности, отличался благотворительностью, ревностным служением церкви и необычайной строгостью. Однако уже в 989 году он сам сложил с себя сан епископа, после чего поселился отшельником в бенедиктинском монастыре св. Алексия в Риме. Спустя четыре года, в 993 году, вопреки желанию пражского князя Болеслава II Адальберт вернулся в Прагу с благословения Рима в качестве епископа. Через год он основал в пражском предместье Бржевнов первый в Чехии мужской монастырь. Его заслугой было создание в Чехии монашеских орденов, которые закладывали первые монастыри по всему королевству. Адальберт также активно боролся с языческими верованиями, которые всё ещё были сильны в Чехии. Эта деятельность отнимала у него много сил, а осознание своей высокой ответственности за поведение чешского народа делало епископство тяжёлым долгом.
 
 
Пруссы убивают миссионера / Гравюра неизвестного автора
 
Адальберт не успел дойти до Праги, как пришло известие о том, что члены правящего рода Чехии — Пршемысловичи — уничтожили соперничавший род Славниковичей, к которому принадлежал и Войтех. Четверо из пятерых братьев епископа были убиты — с помощью обмана. Разумеется, всё это произошло с ведома правителя Чехии. Адальберт отправился к польскому князю Болеславу I и отправил оттуда послов в Прагу с вопросом, что ему делать. Из Праги пришёл ответ, что паства не хочет видеть презирающего её епископа. Адальберт мог выступать на миссию. С двумя близкими друзьями (один из них, Радим, христианским именем Гауденций, был его сводным братом) он направился в земли пруссов. Язычники-пруссы, во всех славянах видевшие врагов, посоветовали ему убраться из их страны как можно быстрее, и Адальберт задумался, не пойти ли ему, действительно, обращать славян-лютичей — но 23 апреля 997 года, в Великую Пятницу, он был убит; брат его убийцы, как сообщает легенда, погиб от рук поляков.
 
Болеслав Храбрый выкупил тело мученика, уплатив пруссам столько золота, сколько оно весило. В 999 году Адальберт был канонизирован папой Сильвестром II — по просьбе его друга, Оттона III, который совершил паломничество в Польшу, к его останкам, при этом уделив Болеславу немало привилегий. Город Гнезно стал центром польского архиепископства, а во главе этого архиепископства был поставлен Гауденций. Это, впрочем, уже другая история, равно как и тот факт, что в настоящее время святой Адальберт Пражский является покровителем Чехии, Польши, Венгрии и Пруссии.
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen

Историческая справка

 
16 июля 1902 года в новом и престижном районе "колонии вилл" Кёнигсберга Амалиенау начались работы по сооружению здесь своей собственной капеллы для католиков, которая была посвящена покровителю Пруссии святому Адальберту. Место для строительства было выбрано удачное: здание будущей капеллы было решено строить на пересечении двух крупных улиц Амалиенау: Lawsker Allee и Kastanienallee (ныне это место пересечения проспекта Победы и улицы Д. Донского). С этого пятачка красивейшую капеллу было видно даже с Hufenallee (ныне проспект Мира).
 
Проект самой кирхи для города безвозмездно разработал и воплотил в жизнь известный кёнигсбергский архитектор Фридрих Хайтманн (Friedrich Heitmann). Сами строительные работы длились два года, что небольшой срок для подобных величественных сооружений. Их выполняло знаменитое в то время Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства. Это общество было создано в Кёнигсберге в 1898 году для проектирования и строительства различных зданий района "колонии вилл" — Амалиенау. На тот момент его возглавляли два архитектора и советника по городскому строительству — Фридрих Хайтманн (Friedrich Heitmann) и Иозеф Кречманн (Joseph Kretschmann). 14 ноября 1904 года работы были закончены и произошло освящение только что построенного здания.
 
Стоимость строительства составила внушительную на тот момент сумму в 60 тысяч марок, а внутренняя отделка капеллы, покупка для неё алтаря и колокола — ещё 40 тысяч марок. Большая же часть внутреннего убранства здания приобреталась на добровольные пожертвования прихожан католической общины Кёнигсберга. Их главным "сокровищем" можно смело считать сбор денег и создание красивейшего стеклянного витража с изображением святого Адальберта на золотом фоне, который находился в оконной нише на восточной алтарной стене капеллы. Его изготовлением занимались лучшие мастерские Праги (Чехия) того времени.
 
Рядом c капеллой также был построен и отдельный дом для пастора, что был призван служить Богу в ней. Строительство этого здания обошлось городской казне ещё в 32 тысячи марок. В 1911 году на Dürerstraße (ныне улица Лесопарковая) было открыто кладбище католической церковной общины капеллы Святого Адальберта. В 1913 году там был открыт памятник "Иисус Христос, несущий крест", созданный в мастерской скульптора Пауля Коралуса (Paul Koralus). А в 1921 году на его территории был похоронен её архитектор — Фридрих Хайтманн, памятник которому существовал тут до начала 1960-х годов, после чего он бесследно исчез.
 
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 

Архитектурное описание здания

 
Вариант старого здания капеллы, до её перестройки в виде расширения в 1932 году, представлял собою здание, выполненное в готическом стиле из красного клинкерного кирпича специальной техники обжига, с узкой вытянутой башней с северной стороны, коротким, но достаточно высоким нефом и примыкающими к нему с трёх сторон небольшими контрфорсами (вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной). Башня капеллы была увенчана вытянутыми стрельчатыми и полуциркульными оконными арками. Высота башни кирхи вместе с апсидой составляла 13,80 метра, а её ширина — 6,60 метра при полной высоте свода во внушительные 10,40 метра. В основании башни располагался главный входной портал, а её верх венчала вытянутая конусообразная крыша, покрытая клинкерной черепицей багрово-красного цвета. По всему её периметру можно было увидеть большое количество различных готических элементов в виде лепнины, фиалов и аркбутанов (наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания).
 
Из-за своих высоких нефа и башни капелла Святого Адальберта производила на прихожан впечатление очень величественного сооружения. С восточной стороны здания, в специально созданной оконной нише, находился очень красивый стеклянный витраж с изображением лика святого Адальберта на золотом фоне. На прихожан и жителей близлежащих улиц он оказывал поистине завораживающее и трепетное впечатление. Внутреннее убранство кирхи тоже отличалось красотой и просторностью, которая достигалась за счёт того, что нижняя часть стен нефа являлась глухой, а окна располагались очень высоко и были узкими. Из-за этого дневной свет падал через оконные проёмы исключительно сверху, что позволяло равномерно и естественно освещать все её внутренние помещения. Оформление интерьера осуществлялось за счёт католической общины города. По обеим сторонам центральной части внутреннего зала располагались две деревянные исповедальные скамьи с причудливой резьбой. Перед ними располагался главный алтарь, украшенный ликами Девы Марии и Иисуса Христа, венчал которые большой крест с распятием. С противоположной же стороны находился большой орган со специальным столом органиста, по бокам от которого располагались многочисленные канделябры со свечами. Крышу капеллы венчали большие люстры с белыми свечами уже больших размеров, которые были подвешены к ней на специальных конусных опорах.
 
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 
Со временем число католической общины Кёнигсберга неуклонно росло, и старое здание капеллы Святого Адальберта уже не могло вмещать в себя всех желающих. Поэтому остро встал вопрос о расширении главного нефа кирхи до 250 сидячих мест и его реконструкции, дабы удовлетворить растущую потребность верующих в общении с Богом. Эти планы были осуществлены в 1932 году за счёт боковой пристройки и портала. Это позволило разом расширить вместимость кирхи и решить проблему с числом её посетителей. Пристройка и портал представляли собою вытянутое с севера на юг прямоугольное здание у основания с плавным переходом в массивную конусообразную крышу, покрытую клинкерной черепицей. По всему периметру пристройки располагались массивные вытянутые стрельчатые окна.
 
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 
Главный входной портал пристройки у южной стороны имел три стандартные стрельчатые окна с двумя декоративными колонами, венчал которые массивный железный христианский крест. После завершения всех работ капелла потеряла свой первоначальный статус, став полноценной кирхой Святого Адальберта. Архитекторами этой реконструкции выступили два городских мастера: Йоханнес Лауфер (Johannes Läufer) и Георг Шёнвайлер (Georg Schönvailer). В 1938–1939 годах немецким скульптором Отто Зирнбауэром (Otto Zirnbauer) в Дрездене специально для алтаря кирхи из липового дерева была изготовлена 2,2-метровая скульптура Девы Марии с младенцем на руках. Она стала настоящим украшением всего великолепия алтаря. Ещё одной работой Отто Зирнбауэра стало панно из сланцевого известняка размерами 1,4 на 1 метр для евангелической кафедры кирхи. В конце 1939 года был перестроен и главный алтарь самой кирхи Святого Адальберта уже в более строгом стиле.
 
 
Фото: Балдур Кёстер, "Здания Кёнигсберга"
 

Послевоенная история здания

 
Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945 года зданию кирхи Святого Адальберта был причинён серьёзный урон. Полностью были разрушены пристройка кирхи 1932 года и шпиль башни с её крышей. Зато устояла сама башня и боковой неф (в настоящее время именно в таком виде мы с вами можем лицезреть её). Сразу после войны пристройка и дом пастора были окончательно разобраны на кирпич, а боковой неф и башня кирхи стали использоваться как склад для хозяйственных нужд. В середине 1960-х годов властями Калининграда эти помещения были отданы городскому предприятию по производству зубных протезов, которое просуществовало там вплоть до 1975 года. Из-за этого было решено переделать старые помещения бывшей кирхи в трехэтажное административное здание, для чего добавили два дополнительных перекрытия, а башня была покрыта плоской крышей. С 1975 года и по настоящее время здание бывшей кирхи Святого Адальберта занимает западное отделение Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (бывшая магнитно-ионосферная обсерватория им. Н.В. Пушкова "ИЗМИРАН"). Здесь научными сотрудниками института ведутся важные изучения геомагнитных процессов и геофизической обстановки Земли. Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 кирха Святого Адальберта получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
 
 

Послесловие от автора

 
Сейчас кирха Святого Адальберта как бы стыдливо и виновато скрывается за высокими деревьями проспекта Победы. Её повреждённую крышу вместо остроконечного шпиля с величественным крестом теперь венчают антенны и приборы. В одной из частей теперь располагается салон красоты, а на крыше рядом с различными приборами установлена антенна оператора сотовой связи. Именно на средства, получаемые от этой аренды, учёные, работающие в её стенах, и содержат здание в более-менее надлежащем виде и периодически делают в нём минимальный косметический ремонт. Но состояние стен внутренних помещений здания производит удручающее впечатление, ремонта они не видели давным-давно, а по отслоившейся краске на них можно определить количество раз, что их красили, и какой именно краской. Планировка внутренних помещений кирхи также претерпела значительные видоизменения: здание теперь разделено на три цельных этажа, которые соединяет между собой типовая советская лестница, покрытая обыкновенным, местами дырявым, линолеумом. Бывший просторный зал для богослужений сменили небольшие рабочие кабинеты и помещения для научной аппаратуры. На третьем этаже здания, прямо под сводами церкви, теперь располагаются столы и книжные полки сотрудников лаборатории.
 
Уже в течение семи последних лет остро стоит вопрос о переезде западного отделения Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН в другие, более подходящие для науки, помещения, но предлагаемые городскими властями здания в черте города до сих пор не подошли учёным ввиду отсутствия там надлежащей инфраструктуры и коммуникаций. А освободившееся здание бывшей кирхи Святого Адальберта власти города в перспективе хотели бы передать Калининградской епархии РПЦ для восстановления её прежнего облика и внутреннего убранства силами верующих и самой калининградской епархии. Сейчас на дворе июль 2017 года, здание кирхи Святого Адальберта по-прежнему исправно служит науке, уже давно забыв о своём первоначальном духовном предназначении. Время идёт, а ничего так и не меняется, здание по-прежнему стремительно разрушается, и мы рискуем потерять ещё одну архитектурную жемчужину, которая когда-то была визитной карточкой роскошного и величественного района Кёнигсберга — Амалиенау.