16:44

Дорога на Бранденбург и два медальона на фасаде: история ворот на ул. Багратиона. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Продолжая знакомить вас с узнаваемыми городскими зданиями времён Кёнигсберга, свой выбор мы сегодня остановим на Бранденбургских воротах. Многие из вас видели это монументальное и очень красивое здание, проезжали и проходили над его сводами и часто задавались вопросом: а какова его история и послевоенная судьба? Сейчас мы дадим исчерпывающий ответ на этот вопрос.
 
Бранденбургские ворота — Brandenburger Tor
 
Время строительства старых ворот: 1656–1657 годы
 
Время строительства новых ворот: 1860–1861 годы 
 
Время реконструкции: 1874–1875 годы 
 
Адрес расположения: Königsberg, Alter Garten, 1 — Калининград, улица Багратиона, 137 
 
Архитектор: доподлинно не известен
 
Архитектор фасада ворот: Ф. А. Штюлер
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 

Историческая справка

 
Датой начала истории Бранденбургских ворот стоит считать 1657 год, когда на юго-западном участке Первого вального укрепления Кёнигсберга при пересечении его с дорогой были выстроены обычные деревянные ворота. Сами ворота получили своё название от орденского замка Бранденбург (Brandenburg), руины которого вы сейчас можете наблюдать в посёлке Ушаково Гурьевского района. Однако из-за острой нехватки денежных средств и соответствующего проекта строители ограничились возведением каркаса самих ворот, поверх которого была возведена простая крыша, упирающаяся в земляной вал. На тот момент ворота носили стратегическую функцию — они являлись юго-западным въездом в город. Поэтому для их надёжного прикрытия впереди них был вырыт глубокий ров, заполненный водой. 
 
Спустя почти 200 лет старая деревянная конструкция ворот пришла в полную негодность, и на этом месте по распоряжению прусского короля Фридриха II (Friedrich II) в 1860–1861 годах были выстроены новые Бранденбургские ворота, но уже из красного клинкерного кирпича в готическом стиле с высокими арочными проёмами и боковыми казематами. Автор проекта самих ворот до сих пор доподлинно не известен, а вот проект фасада ворот был разработан придворным архитектором Фридрихом Августом Штюлером (Friedrich August Stüler), автором большинства кёнигсбергских ворот того времени. Его проекты до сих пор хранятся в копиях и находятся в Государственном тайном архиве прусского культурного наследия в Берлине (Германия). 
 
Фото: Музей города Кёнигсберг
 
Раньше ворота с внешней стороны имели развитую кордегардию (помещение для караула, охраняющего крепостные ворота), от которой ныне ничего не осталось. На старых довоенных фотографиях её ещё можно увидеть. Во время реставрационных работ 1875 года ворота были ещё раз перестроены и получили два просторных проезда вместо одного, имеющих стрельчатое завершение на вершине. Вновь выстроенные ворота полностью перекрыли дорогу из города в южном направлении по Berliner Straße (ныне улица Суворова) и стали служить его надёжной защитой. Толстые стены ворот хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, что размещались в их внутренних казематах. Фасад самих ворот украсили остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами.
 
На лицевом фасаде Бранденбургских ворот были установлены скульптурные портреты работы Вильгельма Людвига Штюрмера: слева располагался медальон фельдмаршала Леопольда Бойена (военного министра, участника проведения реформ в прусской армии), справа — медальон генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления).
 
 

Знаменитые прусские военачальники на фасаде Бранденбургских ворот

 
Теперь стоит познакомить вас с краткой биографией двух военачальников, медальоны которых до сих пор красуются на лицевом фасаде Бранденбургских ворот. Начнём с левого медальона, речь пойдёт о бюсте Леопольда Людвига Германа фон Бойена (Leopold Hermann Ludwig von Boyen). Он родился 20 июня 1771 года в Крейцбурге (ныне посёлок Славское Багратионовского района). В 1784 году поступил юнкером в Ангальтский пехотный полк, которым впоследствии стал командовать. Получив неполное образование, стал посещать в чине подпоручика Кёнигсбергское военное училище; здесь слушал лекции самих Канта и Крауса. В 1794 году участвовал в войне против повстанцев Костюшко в звании адъютанта генерала фон Гюнтера. В кампании 1806 года получил тяжёлое ранение в сражении при Ауэрштедте. В 1807 году состоял прусским делегатом при генерале Тучкове. В 1811 году при начале осложнений между Францией и Россией Бойен был сторонником оказания поддержки России. В 1812 году, после того как Пруссия выступила на стороне Франции, Бойен из-за несогласия вышел в отставку и уехал в Вену, а затем и в Санкт-Петербург. Спустя год опять поступил на службу и в начале кампании против французов состоял при главной квартире Кутузова. В том же году произведён в генерал-майоры и участвовал в сражениях при Лютцене, Гросберене, Денневице, Лейпциге и под Парижем в звании начальника штаба 3-го корпуса Бюлова. После битвы при Лютцене ему была поручена организация обороны Берлина посредством ландштурма. По заключении Парижского мира Бойен был поставлен во главе военного министерства. Произведённый в 1818 году в генерал-лейтенанты, вследствие разногласий с королём Фридрихом Вильгельмом III (Friedrich Wilhelm III) по вопросу о ландвере (оставить ли его в ведении военного или гражданского ведомства) Бойен в 1819 году подал в отставку. В 1833 году он был назначен президентом комиссии по сокращению издержек на содержание армии. В 1841 году, по восшествии на престол Фридриха Вильгельма IV (Friedrich Wilhelm IV), Бойену снова был предложен пост военного министра, по принятии которого он был произведён в генералы от инфантерии. При Бойене возведены линия укреплений у Летцена и Остероде, когда на основании опыта войны 1813 года признано было необходимым иметь в стране небольшие укреплённые опорные пункты для народной войны; при нём же введено игольчатое ружье. 19 ноября 1842 года Бойен был избран почётным гражданином Берлина. 7 октября 1847 года Бойен вышел в отставку с чином фельдмаршала. В 1861 году на Бранденбургских воротах Кёнигсберга был установлен медальон с его изображением. Именем фон Бойена была названа улица в Кёнигсберге — Boyenstraße (ныне часть улицы Коммунистической). Леопольд Людвиг Герман фон Бойен скончался 5 февраля 1848 года в Берлине. 
 
На правом медальоне располагался бюст Эрнста Людвига фон Астера (Ernst Ludwig von Aster). Он родился 5 октября 1778 года в Дрездене в семье генерала саксонской службы Фридриха Людвига фон Астера. В 1794 году поступил инженерным унтер-офицером в саксонскую армию, где был произведён в офицеры в 1800 году. Фон Астер участвовал в войне четвёртой коалиции, походе Наполеона в Россию, войне Шестой коалиции. С 1815 года он являлся начальником штаба 2-го армейского корпуса на прусской службе. В 1816 году за перестройку укреплений Кёльна произведён в генерал-майоры, а в 1827 году — в генерал-лейтенанты. С 1837 года являлся начальником корпуса прусских военных инженеров, членом Государственного совета Пруссии, куратором артиллерийского училища и Берлинской инженерной школы. В 1842 году произведён в генералы от инфантерии и являлся членом комиссии по строительству второго вального кольца Кёнигсберга. В 1861 году на Бранденбургских воротах Кёнигсберга был установлен медальон с его изображением. В 1849 году Эрнст Людвиг фон Астер вышел в отставку, умер в Берлине 10 февраля 1855 года. По его проектам построены: бастионы: "Грольман", "Литауен", "Обертайх"; ворота: Аусфальские, Бранденбургские, Закхаймские, Королевские,Фридландские; казарма "Кронпринц"; равелины: "Хаберберг" и "Фридланд". 
 
 

Фридрих Штюлер — автор проекта фасада и медальонов Бранденбургских ворот

 
Фридрих Август Штюлер (Friedrich August Stüler). Он родился 28 января 1800 года в городе Мюльхаузене (Германия). Был учеником известного немецкого архитектора и художника Карла Фридриха Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel). В 1829 и 1830 годах Штюлер побывал во Франции и Италии, а год спустя — и в России. Штюлер назначался на различные ответственные архитектурные должности при прусском дворе. В 1837 году он создал проект реконструкции Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Однако эти планы не были в итоге осуществлены из-за того, что Николай I предпочёл романтическому неоренессансу Штюлера барочный стиль будущего дворца. С приходом к власти Фридриха Вильгельма IV (Friedrich Wilhelm IV) карьера Штюлера стремительно пошла вверх, и в 1842 году он получил звание королевского архитектора, став также тайным верховным строительным советником. Впоследствии он являлся основателем Союза архитекторов Берлина, тем самым оказав большое влияние на его облик. Его самыми известными творениями считаются здание Нового музея и купол и триумфальная арка главного портала здания Городского дворца в Берлине.
 
Из построек Штюлера за пределами Берлина заслуживают внимания здание ратуши в Перлеберге, замок Штольценфельс на Рейне (по проекту Шинкеля), Шверинский замок, старая биржа во Франкфурте-на-Майне, национальный музей в Стокгольме, академия в Будапеште, замок Гогенцоллерн. По проекту Штюлера была начата постройка Берлинской национальной галереи.
 
Из зданий, построенных Штюлером в Кёнигсберге и Восточной Пруссии, можно отметить: 
1. Университетское здание Новой Альбертины (ныне корпуса БФУ им. И. Канта на улице Университетской, 2). Построено в 1862 году, восстановлено в 1965 году. 
2. Памятник в честь сражения при Прейсиш-Эйлау (ныне город Багратионовск, ул. Дружбы, на выезде из города на юг). Постамент памятника был торжественно заложен 12 сентября 1856 года, памятник открыт 20 ноября 1856 года.
3. Росгартенские ворота (город Калининград, пл. Маршала Василевского, 3). Были построены в 1852–1855 годах. 
4. Кирха Ширвиндта (ныне Краснознаменский район, посёлок Кутузово). Кирха 1848 года, разрушена в 1944–1945 годах. 
5. Кирха Росситтена (Зеленоградский район, посёлок Рыбачий, ул. Гагарина, 3). Лютеранская кирха 1873 года, а ныне православный храм Преподобного Сергия Радонежского.
 
Фото: Bildarchiv Ostpreussen
 

Архитектурное описание здания

 
Само здание имело прямоугольную форму, выстроено в готическом стиле из красного клинкерного кирпича особой степени обжига. Ворота были абсолютно симметричны в продольном и поперечном направлениях. Здание имело двое центральных сквозных ворот в виде прямоугольных порталов с полукруглыми сводами. Далее каждый из двух порталов сужался и приобретал форму треугольника. В их основаниях располагались ниши с двумя медальонами прусским военачальникам — Бойену и Астеру. С другой стороны в аналогичных нишах располагались два прусских герба. Входные ворота между собою были поделены тремя четырёхгранными колоннами, а роль контрфорсов выполняли три декоративные зубчатые полубашни на их вершинах. Обрамление стреловидных треугольных фронтонов было выполнено из светлого фигурного керамического кирпича. Они придавали низкому зданию ощущение высоты и полёта.
 
Над ними располагались вимперги (остроконечные щипцы над порталами и оконными проёмами готических зданий). Грани вимпергов были украшены скульптурно-декоративными стилизованными цветками из песчаника — крестоцветами (распространённое в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка) и крабами (в виде четырёхлистных ответвлений от вертикального стержня). Интересно отметить, что среди всех кёнигсбергских ворот подобное архитектурное оформление имели только Штайндаммские ворота (Steindammer Tor). По обеим сторонам ворот имелись входы в казематы. Они были выполнены в виде полукруглых двуцентровых арок с обеих сторон. В них располагались два сквозных портала меньшей величины — для пеших передвижений жителей города. Цокольная часть ворот была облицована массивными тёмными гранитными плитами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы. 
 
Фото из фотоальбома В. Алдакушкина, 1966 год
 

Послевоенная судьба здания

 
Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945 года зданию Бранденбургских ворот не был причинён серьёзный урон, и оно смогло сохранить свой облик практически в первозданном виде. На протяжении вот уже более 70 лет они выполняют пропускную функцию между двумя крупными городскими улицами — Багратиона и Суворова. Но за всё это время их ни разу не реставрировались, из-за чего они пришли в упадок и запустение. Два боковых пролёта ворот были наглухо заложены и перестали использоваться по прямому назначению. До 1995 года в правом крыле ворот располагался пивной бар "У ворот", а в 2000-е годы там располагался магазин "Рамки и рамочки". В левом же крыле каземата долгое время располагался областной отдел контроля и надзора Росстандарта. На время реставрации оба боковых каземата были  закрыты для посещений. На сегодняшний день Бранденбургские ворота являются единственными из восьми городских ворот Кёнигсберга, которые продолжают выполнять свою прямую обязанность и назначение — пропускную транспортную функцию. 
 
Фото: В. Н. Строкин, Памятники ратного прошлого, 1991 год
 
Первый этап реконструкции Бранденбургских ворот прошёл в 2011 году. Тогда строители провели гидроизоляцию крыши и заменили разрушающиеся камни. В июне 2014 года стартовал второй этап реконструкции здания, который был закончен в августе 2015 года. Реставрации подвергли все белокаменные элементы фасада здания (парапеты, арки и крестоцветы) и ниши с двумя медальонами и гербами. Также были заменены все оконные проёмы, а во входных проёмах казематов установлены массивные дубовые двери с бронзовыми вставками. Также были отреставрированы внутренние помещения, заменены системы вентиляции и отопления. На данный момент Бранденбургские ворота находятся в собственности Российской Федерации и переданы в пользование областного Центра стандартизации и метрологии. Также в там находится и салон-магазин художественных товаров. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 Бранденбургские ворота подлежат государственной охране, ныне являются объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения. 
 
 
Послесловие от автора
 
Реставрационная история Бранденбургских ворот — яркий пример отличного взаимодействия всех городских структур. Правительством были выделены немалые деньги (почти 60 млн рублей), которые были освоены и потрачены по назначению. И в итоге удалось не только сохранить для города ценнейший памятник архитектурной готики Кёнигсберга, но и вдохнуть в него вторую жизнь. Сейчас, проходя под сводами этого великолепного сооружения, невольно ловишь себя на мысли, что немцы умели строить и делали это на века. От данного здания так и веет духом истории и традиций, не зря же именно через них на свою коронацию въезжал сам прусский король Фридрих Вильгельм I. А теперь через них проезжаем-проходим и мы, попутно любуясь всей красотой и величественностью этого городского сооружения. Думаю теперь, узнав историю этих ворот, вы будете относиться к данному зданию с ещё большим трепетом и уважением. И оно этого заслуживает своею более чем пятивековой историей…