16:50

"Адат Исраэль", еврейская школа и гестапо: история синагоги. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Клопс.Ru продолжает спецпроект "Осколки Кёнигсберга" о приметах старого немецкого города, сохранившихся в Калининграде. Перенесёмся на остров Октябрьский, ранее носивший название Ломзе. Тут, на улице Линденштрассе, до войны располагались Новая Либеральная синагога Кёнигсберга и Еврейский сиротский приют. Об их истории, трагической судьбе в годы войны и послевоенной жизни мы сейчас вам расскажем.
 
Новая Либеральная синагога Кёнигсберга и Еврейский сиротский приют — Neue Liberale Synagoge Königsberg & Israelitisches Waisenhaus
 
Время строительства: Новая Либеральная синагога: 1894—1896 годы.
Еврейский сиротский приют: 1904 год.

Адрес расположения: Königsberg, Lindenstraße 12-15 / Lindenstraße 7-10 — Калининград, ул. Октябрьская, 1а / ул. Октябрьская, 3.

Архитекторы: Новая Либеральная синагога: берлинское архитектурное бюро "Кремер и Вольффенштайн", Еврейский сиротский приют: Ф. Хайтманн.
 
 
Историческая справка

История евреев в Кёнигсберге началась в 1508 году, когда в город были допущены два еврейских врача: Исаак Май и Михель Абрахам. Еврейская община города тогда была малочисленной по сравнению с аналогичными общинами близлежащих польских и литовских городов. Перед Первой мировой войной в городе было примерно 5 000 евреев. Еврейская община Кёнигсберга была активным объединением: ко времени прихода к власти нацистов в городе функционировало пять синагог, сиротский дом и дом престарелых, три еврейских кладбища, множество различных еврейских организаций — религиозных, благотворительных, культурных, сионистских.
 
Но основной поток евреев начал прибывать в 1671 году благодаря либеральной политике прусского великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, милостиво пригласившего в Кёнигсберг евреев, угнетаемых в Вене (Австрия). Еврейская община жила довольно скромно, располагаясь на окраине Кёнигсберга, и в дела города особо не вмешивалась. К 1756 году она насчитывала 307 евреев. Первая синагога была построена в 1680 году в Трагхайме — в то время за пределами города. В 1756 году по разрешению прусского короля Фридриха II в районе Vorstadt (западнее нынешнего Ленинского проспекта) было воздвигнуто здание синагоги, которое сгорело при пожаре 1811 года. Новое здание синагоги построили в 1815 году на этом же месте по адресу Synagogenstraße, 2 (ныне район улицы Краснооктябрьской).
 
Ортодоксальные иудеи выделились из отличавшейся либерализмом городской общины. Они создали свою общину — "Адат Исраэль" — и построили в 1893 году свою синагогу на Synagogenstraße, 14 (ныне район улицы Краснооктябрьской). Поводом стала установка в ней органа в 1870 году. Основная община построила в 1894—1896 годах новую и самую большую синагогу города на улице Lindenstraße12—15 (ныне улица Октябрьская), напротив Кафедрального собора. Она получила красивое название — Новая Либеральная синагога Кёнигсберга. А синагога на Synagogenstraße, 2 получила название Старой Либеральной.
 
 
Еврейская община Кёнигсберга во времена нацизма

В 1933 году численность еврейского населения Кёнигсберга составляла 3 170 человек, ещё примерно тысяча евреев проживала в провинции. Назначение 30 января 1933 года Гитлера рейхсканцлером стало началом осуществления планов национал-социалистского движения в отношении евреев: ограничение в правах, исключение из общегерманской жизни, экономическое разорение, физическое уничтожение. Это делалось систематически, путём введения законов, распоряжений и предписаний и сопровождалось так называемыми спонтанными акциями, такими как "День бойкота" 1 апреля 1933 года и "Хрустальная ночь" в ноябре 1938-го. Для значительной части еврейского населения Кёнигсберга этот поворот был неожиданностью, они не были готовы к новой ситуации и надеялись, что всё изменится к лучшему. Через несколько месяцев они осознали серьёзность положения. Большинство членов общины, которые были способны предвидеть ход событий, прежде всего сионисты, приняли правильные решения. Ещё в том же году многие кёнигсбергские евреи эмигрировали, большинство из них — в Палестину, где боролись за создание государства Израиль, были его первостроителями.

С приходом нацистов к власти начались убийства их политических противников в Кёнигсберге, среди них был Нойман, еврей, управляющий фирмой "Зоммерфельд". Всё, что публично напоминало о евреях, искоренялось: менялись названия улиц и площадей (например, Walter-Simon-Platz переименована в Erich Koch Platz, Synagogenstraße — в Zellerstraße), убирались бюсты и мемориальные доски. Под давлением обстоятельств многие еврейские коммерсанты в убыток себе продавали товар или ликвидировали с 1933 года свои предприятия. В апреле того же года были уволены евреи-чиновники, евреи-адвокаты; получившие практику послу 1914 года и не участвовавшие в войне лишались её. Немногим позже больничные кассы перестали обращаться к евреям — врачам и дантистам. В мае 1934 года был закрыт и продан общинный летний дом в Нойхаузер, в июне закрылась еврейская благотворительная столовая. К осени 1933 года большая часть еврейских семей пришла к согласию, что в Кёнигсберге необходимо организовать еврейскую школу. В общине подумывали о продаже здания синагоги "Адат Исраэль". В начале 1935 года общине пришлось прекратить богослужения в районе Хуфен, поскольку зал тамошней гимназии больше не разрешалось использовать для этих целей. Число еврейских студентов высшей школы сокращалось. "Ариизация" высшей школы вела к увольнению доцентов и профессоров. В течение 1936 года были "ариизированы" магазины и универмаги, и многими из них завладели "партайгеноссен". Работа еврейских магазинов продолжалась и после 1936 года. В феврале 1938 года в Кёнигсберге была ещё 201 еврейская фирма, 38 врачей и 22 адвоката.
 
9 ноября 1938 года в городе имели место события печально знаменитой Reichskristallnacht ("Хрустальная ночь"), когда были сожжены все синагоги Кёнигсберга, разгромлен еврейский сиротский приют, а на другой день — дом престарелых. Одновременно начался грабёж еврейской собственности путём так называемых еврейских податей, принудительного отчуждения производственных предприятий и земельных владений, обязательной сдачи предметов из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга. Началось принудительное депонирование ценных бумаг, размещение наличных средств на закрытых счетах. Всё это вводилось с ноября 1938 по февраль 1939 года. Эмиграция, которая давно уже облагалась "имперским налогом с беженцев" и сопровождалась ограничениями на денежные переводы, усложнилась новыми инструкциями о вывозе имущества. На основании закона от 30 апреля евреи были изгнаны из их жилищ и поселены в общих квартирах в особом квартале. Предписанием от 4 июня 1939 года все евреи Германии, их общины (которые уже с 31 марта 1938 года не являлись официальными учреждениями), а также все еврейские объединения, организации, фонды, растворённые прежде в "Имперском представительстве", были включены в принудительную организацию "Имперское объединение евреев Германии". Община и все еврейские организации Кёнигсберга были подчинены местному филиалу этой организации и поставлены под контроль гестапо. Общее число жертв среди еврейского населения Кёнигсберга после "Хрустальной ночи" можно только оценить: точной статистики нет. В октябре 1935 года община насчитывала 2 086 человек. Несмотря на эмиграцию, можно с уверенностью утверждать, что не менее 1 000 евреев Кёнигсберга погибли после ноября 1938 года. По данным берлинской еврейской газеты Der Weg, число депортированных из Кёнигсберга в Терезиенштадт составило 830, из них 40 выжили.
 

С началом Второй мировой войны евреи города подверглись множеству новых ограничений, среди них — запрет выходить из дома, специальные часы покупок в магазинах, дискриминация при распределении продуктов питания и других важных товаров, запрет пользоваться средствами связи. Вскоре начались принудительные работы, изъятие радиоприёмников и тёплой одежды. С 1 сентября 1939 года все евреи должны были носить вне дома на одежде заметные для всех "еврейские звёзды". Несколько позже начались депортации с утратой гражданства и лишением имущества. В Кёнигсберге они были осуществлены массовыми транспортами в 1942—1943 годах. После прихода к власти нацистов началась эмиграция евреев из Кёнигсберга. Когда обучение еврейских детей в обычных немецких школах стало невозможным, в 1935 году была открыта светская еврейская школа, которой до того в городе не было. Школа просуществовала до лета 1942 года.
 
На месте Новой Либеральной синагоги Кёнигсберга были построены бараки, в которых работали на гестапо евреи, привезённые из гетто в Польше. В июле 1944 года через Кёнигсберг переправляли на баржах евреев из Вильнюсского гетто. Оставшиеся представители еврейской общины города собрали среди горожан большую повозку с продуктами для этих людей. К 1944 году в Кёнигсберге осталось лишь несколько десятков, которые каждый день ожидали отправки в лагерь. В августе того же года город испытал массированный налёт британской авиации, в ходе которого был разрушен весь центр Кёнигсберга. Была уничтожена и последняя синагога. Очень немногие евреи города дожили до прихода Красной армии. Однако и при новой власти они не обрели покоя. Одновременно с остававшимся немецким населением они подлежали депортации. В 1948 году последние немецкие евреи были изгнаны из Кёнигсберга, ставшего уже к тому времени Калининградом.
 
Современная еврейская община Калининграда начала формироваться в конце 1980-х годов, после образования еврейского историко-культурного общества во главе с В. Шапиро. Впоследствии это общество было преобразовано в религиозную общину "Адат-Исраэль". С 1998 года здесь существует и иудейская религиозная организация "Еврейская община города Калининграда", организованная раввином Д. Шведиком. Несколько лет назад, благодаря усилиям и финансовым вложениям бизнесмена и филантропа В. Кацмана, наконец обрела материальное воплощение давно вынашиваемая мысль восстановления главной городской синагоги. Сегодня еврейское население Калининградской области составляет примерно 2 000 человек. Калининградские евреи приехали в область после войны, это были военные, а также специалисты, направленные на восстановление хозяйства, развитие науки и культуры, на работу в новых советских учреждениях. Из евреев кёнигсбергской общины не осталось никого. Единицы, пережившие годы гитлеровского режима, разделили судьбу немецкого мирного населения и были депортированы. Сегодняшняя община евреев Калининграда — это очень ассимилированное сообщество. Чисто еврейских семей мало, большинство смешанные. Небольшое количество пожилых людей знают идиш. Есть люди, владеющие ивритом, в основном это израильтяне, по разным причинам вернувшиеся в город, но таких единицы. Многие калининградские евреи переехали в Израиль, США, Германию. Однако немало тех, кто не планирует эмиграцию.
 

Архитектурное описание здания

Здание Новой синагоги построено на острове Ломзе в Кёнигсберге в 1896 году. Она была крупнейшей в городе и строилась по проекту берлинского архитектурного бюро "Кремер и Вольффенштайн" (Cremer & Wolffenstein), став примером удачного синтеза готики с мавританскими формами и неоренессансом, достигала в высоту 46 метров и была одной из красивейших во всей Германии. Проект был выбран в результате конкурса на строительство синагоги на острове Ломзе в 1893 году. Здание было выстроено из красного клинкерного кирпича особого качества обжига. По задумке авторов проекта, синагога имела один главный центральный портал с тремя входными воротами и примыкавшими к нему по бокам двумя порталами меньших размеров. Центральная часть синагоги имела три входных портала и два — по бокам от главного, с отдельным входом в каждом из них. Центральную часть здания венчала округлая куполообразная крыша со шпилем, на вершине которого располагалась звезда Давида. По обеим сторонам от главной башни располагались две остроконечные башенки меньших размеров с конусообразной крышей. Лицевой фасад здания украшало большое витражное окно округлой формы, с выложенной внутри него мозаикой звездой Давида. Внутри синагоги стоял большой орган, свод потолка венчали красивые колонны и ажурные люстры. Весь потолок был украшен лепниной и расписан ликами святых. По центру зала и обеим его сторонам располагались деревянные скамейки для прихожан. В целом внутреннее убранство синагоги создавало впечатление богатства и роскоши, присущих всем зданиям Кёнигсберга того времени.

Еврейский сиротский приют

Здание еврейского сиротского приюта с вечерней школой построено в Кёнигсберге на Lindenstraße (ныне улица Октябрьская) в 1904 году по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. В годы Второй мировой войны здание получило существенные повреждение, было восстановлено, от первоначального варианта остались только узнаваемые внешние черты его фасада. Ныне в здесь находится общежитие.
 
17 октября 2011 года в Калининграде состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент новой синагоги, однако потом её возведение было заморожено из-за того, что на земельном участке был расположен калининградский цирк шапито. В течение двух лет решались все юридические вопросы передачи земли под строительство. В 2013 году наконец-то началось строительство на старом немецком фундаменте. По замыслу архитекторов новая синагога должна стать одной из крупнейших в Российской Федерации и будет рассчитана на две тысячи человек. Фасад здания в точности повторит свой довоенный облик. По состоянию на декабрь 2016 года уже залит фундамент здания и начато возведение первого этажа новой синагоги.