18:23

Новые автобусы и работа до полуночи: 10 вопросов о том, что изменится на калининградском пассажирском транспорте с 1 августа

  1. Новости
В среду, 20 июля, в администрации Калининграда подвели итоги нового конкурса среди автотранспортных предприятий за право перевозить пассажиров на автобусах и маршрутных такси. 
 
Планируется, что уже с 1 августа в городе большинство маршрутов будут обслуживать другие предприятия и начнёт действовать обновлённая маршрутная сеть. Однако есть и подводные камни, которые вполне могут помешать реализации этих планов. Клопс.Ru собрал ТОП-10 вопросов на тему пассажирского транспорта.

1. Кто стал победителем конкурса и каким образом?

Для проведения конкурса 46 городских автобусных маршрутов были разбиты на 15 лотов, за которые боролись 11 предприятий. Конкурс проходил в два этапа. На первом проверяли поданную документацию, на втором — заявленные перевозчиками данные. 
 
Больше всего лотов получило муниципальное предприятие "Калининград-ГорТранс" — всего четыре. Это значит, что после начала действия новых договоров и запуска маршрутной сети единственный городской муниципальный перевозчик будет обслуживать 12 автобусных маршрутов, два трамвайных и шесть троллейбусных.
 
Среди других перевозчиков по два лота получили ИП "Фомин" (ныне известный как ПАП), "Вест Лайн", "Тотем", "Скиба" (плюс "Маршрутное такси") и "Балттрансавто". Ещё по одному лоту победу одержала компания "Зеленоградск-Транс".
 
В конкурсе принимала участие ныне работающая компания "Анюй", но её отстранили на первом же этапе.
 
На втором не повезло ещё одному небольшому предприятию — ИП "Койков". Компания приобрела несколько новых автобусов, но при подсчёте итогов не смогла обойти конкурента — "Зеленоградск-Транс". 
 
Самым громким скандалом завершившегося конкурса стало отсутствие маршрутов у крупнейшего автопредприятия "БалтАвтоЛайн". 
 
Перевозчиков выбирали в открытом конкурсе по шести критериям, среди которых были состояние базы и автобусов, квалификация персонала и опыт работы на рынке. 
 
"По 21 заявке комиссия, в состав которой вошли представители администрации Калининграда, горсовета, общественных организаций, правоохранительных органов, обследовала все предприятия", — заявил после подведения итогов конкурса председатель комиссии Сергей Мельников.
 
Комментируя результаты конкурса, глава региональной ассоциации перевозчиков Владимир Гренц отметил, что для тех, кто обновлял подвижной состав, он завершился успешно.
 
"А тот, кто не покупал ничего все последние годы, проиграл", — отметил Гренц. 

2. Станет ли в городе меньше автобусов?

Согласно расчётам разработчиков новой маршрутной сети — питерских специалистов НИПИ ТРТИ, в городе ожидается сокращение общего числа автобусов и маршруток. Заметно сократится число последних. 
 
Обновлённая городская маршрутная сеть предусматривает 32 маршрута автобусов большого и среднего класса, 14 маршрутов автобусов малого класса, два трамвайных и шесть троллейбусных маршрутов.
 
Перевозчики скептически относятся к новой сети и считают, что она будет активно видоизменяться, а количество транспорта постепенно увеличиваться.

3. Будут ли в городе работать новые автобусы?

Муниципальное предприятие под новый конкурс взяло в лизинг 130 новых белорусских автобусов фирмы МАЗ. 
 
Купили новые автобусы и частные предприятия. ИП "Фомин" приобрело ещё в прошлом году новые МАЗы, правда, всего 10 единиц. Компания "Зеленоградск-Транс" заявила на конкурс и выиграла лот с новыми автобусами марки "Ивеко", а компания "Тотем" — с российскими "Нефазами". 
 
Частично городской парк автобусов обновился, но полной замены ждать нужно будет до 2018 года, когда состоится очередной конкурс по выборам перевозчиков. По крайней мере, об этом говорят власти Калининграда. 
 
"Частные компании к 2018 году ждём с новыми автобусами, со старыми им не будет смысла даже заявляться", — комментировал глава города Александр Ярошук.

4. Что изменится для пассажиров с 1 августа?

Транспорт будет работать с 6 утра до полуночи. За перевозчиками начнёт следить оператор перевозок общественного транспорта.
 
Однако есть высокая доля вероятности, что итоги конкурса будут оспорены. Об этом говорят как перевозчики, так и администрация города.
 
"Скорее всего, с 1 августа ничего в городе не изменится, перевозчики не поедут по новой маршрутной сети. Будем оспаривать действия городских властей относительно конкурса в судах", — пояснил Клопс.Ru глава автопредприятия Сергей Донских.

5. Что будет с сотрудниками не получившей ни одного маршрута ныне крупнейшей компании "БалтАвтоЛайн"?

"Мы живём как на пороховой бочке несколько последних лет. У людей кредиты, они как-то планировали свою жизнь, 20 лет предприятию — и тут в одночасье лишили работы", — посетовал Донских.
 
В его компании считают итоги конкурса предсказуемыми. 
 
"С самого начала было ясно, что конкурс готовят под "Калининград-ГорТранс", поэтому мы уже обратились в ФАС, в суд, будем добиваться отмены этого конкурса всеми законными способами", — комментирует ситуацию глава предприятия Сергей Донских. 
 
По его словам, он уже объяснил сотрудникам, чтобы они не волновались, так как продолжат работать. "Пока идут суды и разбирательства, всё останется по-прежнему", — уверен Донских. 

6. Кто будет работать на самых "хлебных" маршрутах?

По итогам конкурса самые востребованные маршруты достались муниципальному предприятию "ГорТранс". Речь идёт о маршрутах № 36, 37, 30 и других — всего 12 маршрутов.
 
Впрочем, будут ли они сверхприбыльными после того, как перевозчик будет вынужден ездить с 6 утра до 24:00, пока неизвестно. 

7. Изменится ли стоимость проезда и режим работы транспорта?

По заявлению городских властей, стоимость проезда в общественном транспорте до конца года изменяться не будет: автобус, трамвай и троллейбус — 18 рублей за поездку,  маршрутка — 22 рубля. 
 
Введение так называемого единого электронного билета и гибких тарифов — вопрос не ближайшего времени. Возможно, они появятся ближе к следующему конкурсу в 2018 году. 

8. Будут ли перевозчики и дальше покупать новые автобусы? 

Прямых обязательств обновлять подвижной состав у перевозчиков нет. Однако власти недвусмысленно намекают, что без новых автобусов на новый конкурс заявляться бессмысленно.

9. Готовы ли перевозчики к работе в новых условиях?

Сами перевозчики пока скептически относятся к своей победе. Многие не верят в расчёты питерских разработчиков маршрутной сети относительно данных пассажиропотока. Многие автобусы могут в итоге ездить полупустыми, а некоторые — переполненными.
 
"Оценивать можно будет только через два месяца после того, как мы поедем по новой сети", — прокомментировал итоги конкурса глава предприятия "Зеленоградск-Транс" Сергей Блохов.

10. Что будет с временными маршрутами и трамваями?

Нынешние временные маршруты, которые были открыты в Калининграде после начала ремонтных работ на Острове, останутся. Даже после старта новой сети в городе не будет восстановлен трамвайный маршрут № 5, не появится и "тройка".