53-летняя калининградка, обвиняемая в убийстве мужа, боялась супруга из-за его пьянства и агрессии. В день убийства мужчина взялся за нож. Подробности трагедии на Огарёва «Клопс» рассказали источники, близкие к следствию. Имена изменены.
Уроженка Ленинграда Ирина вышла замуж в 1993 году. У пары две взрослых дочери, они живут в других городах. Ирина и Михаил большую часть прожили в Питере. Она работала финансовым директором организации, а муж — генеральным директором.
В 2023 году у Ирины упало зрение. Глаза болели, она не могла работать за компьютером. Проблема была связана с психическим здоровьем. Женщина несколько раз лежала в клиниках, в частности, в стационаре Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой. Врачи поставили диагноз «Тревожное депрессивное расстройство».
Из-за сложностей со здоровьем и работой пара вернулась в Калининград в сентябре 2024-го. Ирина продолжила посещать психиатра, принимала лекарства.
Не просыхал сутки
Близкие говорят, что Михаил любил приложиться к бутылке, а в последний год стал пить чаще. Женщина и её близкие считали, что его напрягала болезнь Ирины, которая не могла полноценно работать.
По словам женщины, он стал поднимать на неё руку, мог ударить по голове. Конфликты чаще случались, когда мужчина был пьян. Он находил повод выпить в зависимости от настроения. С возрастом у Михаила развилась подагра, и алкоголь усиливал боли, делая его ещё более агрессивным.
За два дня до убийства, 9 февраля, пара была в гостях. Оба созванивались с родными — близким показалось, что в семье всё нормально.
На следующий день Михаил сходил на приём к врачу. Вернувшись, снова откупорил бутылку и не просыхал сутки. Позже в крови убитого обнаружат 3,1 промилле этилового спирта, что говорит о тяжёлой алкогольной интоксикации.
Била ножом, не помня себя
Муж был не в духе. Он пил всю ночь, засыпал, просыпался и снова наливал. Упрекал Ирину в холодности, та оправдывалась, ссылаясь на плохое самочувствие. К вечеру супруги решили помириться.
Пьяный мужчина взял в постель два ножа, объяснив, что это его возбуждает. Большой положил рядом с собой на кровать, тот, что поменьше, лежал в стороне. Впоследствии Ирина объяснит следователю, что такое было впервые.
Супруг стал водить ножом по шее Ирины. Ей было больно, но муж не унимался, порезал жене бёдра, пошла кровь. Испуганная женщина стала колотить благоверного, выбила из его рук нож, схватила и принялась неистово наносить удары. Михаил пытался сопротивляться, но вскоре упал на кровать и затих.
Ирина испугалась и первое, что сделала, написала матери, чтобы та пришла покормить кота. Потом набрала ванну и легла в тёплую воду, чтобы согреться. Её трясло.
То приходила в себя, то отключалась
Первой приехала мать Ирины, не дозвонившись дочери и зятю. Ирина лежала в ванной в полубессознательном состоянии. Вода была бурого цвета. Женщина вытащила дочь, та упала в коридоре. Мать накрыла её пледом и стала звонить в 112. Позже примчалась и мать Михаила. Обе пожилые женщины были в шоке.
Соседи толком ничего не знали. С семьёй они почти не общались. Около 17-18 часов соседка дважды услышала короткий мужской стон, но не придала этому значения. После этого женщина ушла, а когда вернулась, дом был полон полиции.
Ирина то приходила в себя, то отключалась. С трудом говорила, смогла объяснить полицейским, что муж хотел её убить, она защищалась. Женщина была в футболке и трусах, на шее и ногах виднелись раны. Медики оценили её состояние как тяжёлое. Заторможенная, с давлением ниже низкого, на вопрос, что её беспокоит, Ирина смогла ответить: «Ничего». Женщину увезли в БСМП, некоторое время она провела в больнице.
Боялась мужа
На следствии мать и дочери Ирины рассказали, что она трудолюбивая, заботливая и неконфликтная женщина. Примерно за год до случившегося Ирина пыталась покончить с собой, не раскрыв причину. С тех пор мама стала больше опекать её, чаще звонила. Это раздражало Михаила — он считал поведение тёщи навязчивым.
В последнее время Ирина принимала антидепрессанты, ослабела и больше лежала. По словам дочерей, с мамой у них были более тёплые отношения, чем с отцом. Тот много пил, иногда уходил выпивать в гараж. Мать не противилась из страха и беспомощности. Михаил был груб и с дочками: ругал, кричал, бросал в них предметы. Одну из девочек бил, когда та была подростком. Конфликты случались даже по ничтожным поводам, Ирина всегда пыталась сгладить их.
«Отец положительно относился к насилию, видел в этом решение проблем», — так сказала на следствии одна из дочерей.
Пришлось направить на лечение
Когда Ирине стало лучше, её отправили в СИЗО. Вскоре психическое здоровье женщины серьёзно пошатнулось. В мае специалисты судебно-психиатрической экспертизы сделали вывод, что на фоне стресса и переживаний у неё было смешанное тревожное и депрессивное расстройство, но на момент убийства Ирина могла осознавать опасность своих действий.
Уже после ареста, в апреле, у Ирины развилась тяжёлое психическое расстройство и депрессия. Её пришлось направить на лечение в специализированный стационар и на время прекратить следствие. Возможно, Ирина предстанет перед судом, когда её здоровье стабилизируется. Срок лечения определят медики.
По версии следствия, 11 февраля во время конфликта с мужем в квартире по ул. Огарева женщина его зарезала. От ран и шока мужчина скончался. Саму подозреваемую с ножевыми ранами шеи и бёдер была госпитализирована. Впоследствии она не давала показаний и не раскаивалась в содеянном, как прозвучало в суде при избрании меры пресечения. В ноябре прокуратура сообщила, что женщину могут отправить на принудительное лечение.