Портреты дочери, внучки и правнучки Анастасиия Кулешовой, похороненной на кладбище на Камской в Калининграде, смотрят теперь с бетонной стены вокруг него. Об этом рассказали «Клопс» автор обоих муралов, художник Евгений Малышев, и Виктория Осипенко, руководитель НКО ЮЛА.
Первый из портретов перенесли с бумаги на стену в октябре, работу над вторым Евгений закончил в субботу, 15 ноября. Оба изображения — в едином стиле и подкупают своей реалистичностью. Некоторая условность, упрощённость граффити становится заметна только вблизи.
Снимки из архива своей семьи предоставила для проекта Виктория Осипенко. НКО ЮЛА — одна из организаций, которая старается сохранить память о первых советских гражданах в послевоенном Кёнигсберге.
Фотография самой Анастасии Павловны, сегодня покоящейся на кладбище, тоже сохранилась. Но кадры, где запечатлены её дочь, внучка и правнучка, Евгений выбрал как очень атмосферные и выразительные. Это не просто лица: мини-сюжеты как будто позволяют действительно заглянуть на миг в прошлое.
Героиня открывшего серию мурала — дочь Кулешовой, Мария Ганжа, — была в числе переселенцев Калининграда ещё в 1945 году. Позже она с огромным трудом разыскала в Севастополе свою семью и забрала мать и племянницу Свету к себе. На граффити Мария Арсентьевна стоит в кустах сирени, держа на руках малышку Викторию, правнучку Анастасии Павловны.
Потрет юной Светланы с письмом в руках сделан уже на Балтике, примерно в середине 60-х годов, уточнила Виктория. Его автор — сын Марии Арсентьевны, который увлекался фотографией.
Если всё пойдёт, как задумано, не исключено, что появится на бетонной стене и третья трогательная картина, не дающая погаснуть памяти о страшных днях войны. Но это, как рассказал Евгений Малышев, пока на стадии обсуждения.
О том, как выживали в Севастополе в годы войны Анастасия Кулешова и маленькая Света, «Клопс» писал в августе.