15:34

Транспортная революция за копейки: как Калининграду исправить общественный транспорт без миллиардных вложений

  1. Калининград

Калининградцы годами жалуются на хаос в городском транспорте: автобусы и трамваи ходят нерегулярно, остановки не подписаны, кондиционеры не работают, а информация о маршрутах — как секретный код. Кажется, что для перемен нужны миллиарды и годы. Но на деле многое можно исправить быстро и почти бесплатно. Об этом говорит руководитель Всероссийского общества защиты прав пассажиров Илья Зотов — его универсальный план для российских городов оказался удивительно актуален для Калининграда.

Девять быстрых побед: что можно сделать уже завтра

1. Остановка — не проезжая часть  

«Города должны научить общественный транспорт подъезжать для посадки и высадки пассажиров на остановку, а не высаживать людей на дороге», — отмечает Илья Зотов. Это не требует вложений, только контроля и дисциплины. 

Транспортная революция за копейки: как Калининграду исправить общественный транспорт без миллиардных вложений - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

В городе между тем продолжают строить заездные карманы. Они крайне неудобны как для водителей автобусов, так и для пассажиров. Подробнее читайте в нашем материале

2. Названия остановок  

Порой пассажиры не знают, где они находятся. «Нужно элементарно на остановках указать название самой остановки», — подчёркивает эксперт. Табличка стоит копейки, а польза — огромная.

Часто названия вешают в самых разных, порою необычных местах. Металлические стенды-информаторы могут быть и в 10 метрах от павильона. В Калининграде много междугороднего и пригородного транспорта, но ни на одной из остановок данных о движении этих автобусов не найти. 

Транспортная революция за копейки: как Калининграду исправить общественный транспорт без миллиардных вложений - Новости Калининграда | Фото: «Клопс»
Фото: «Клопс»

3. Четкие схемы и расписания  

«Сделать маршрутные схемы и расписание, разместив всю информацию на каждой остановке, заметно дешевле, чем одна «умная остановка», которая будет раз в три месяца отключаться», — уверен Зотов. Это поможет всем — и гостям города, и местным жителям.

В последний раз в Калининграде схема движения разрабатывалась в 2018 году. Сейчас каждый из перевозчиков делает подобные лишь для своих автобусов. Часто там есть ошибки самого разного характера. Исключение — новые трамваи «Корсар». В них отображается даже схема пересадок: можно увидеть, где и на какие маршруты сесть. 

4. Кондиционеры должны работать  

Эксперт предлагает: «Все кондиционеры, что есть в наличии, должны работать. Дополнительно нужно показать жителям план решения этого вопроса (как, например, в течение пяти лет изменится ситуация)». Объяснить, что и когда починят, — тоже важно.

В Калининграде каждый год сыплются жалобы пассажиров на транспорт, ездящий с отключёнными кондиционерами. Власти города обещали внести пункт о наличии климат-контроля в конкурс при определении перевозчиков на тот или иной маршрут, но до сих пор этого не случилось. 

5. Выделенные полосы — точечно и по необходимости  

Город должен анализировать, где транспорт теряет время, и именно там выделять под него полосы. «Потребуются в дальнейшем средства на камеры, но это не миллиарды рублей, суммы подъёмные», — считает Зотов.

В Калининграде с трудом запустили выделенку лишь на одном небольшом участке. О планах по расширению этой сети говорят больше десяти лет, но трогать пространство автомобилистов никак не решаются.  

6. Безналичная оплата и терминалы у каждой двери  

Переход на безнал и сокращение числа кондукторов — шаг к удобству и прозрачности. Терминалы оплаты возле каждой двери ускорят посадку.

Валидаторов для оплаты проезда в транспорте явно не хватает: из-за этого у дверей часто столпотворение. Власти обещали последить за опытом Санкт-Петербурга, где аппараты размещены не только у дверей, но и в салоне.  

7. Чистота и мотивация перевозчиков  

«Нужно либо установить штрафные санкции за грязный транспорт, либо мотивировать перевозчика выполнять данный показатель», —  полагает Зотов. Такой подход быстро изменит ситуацию с чистотой.

В калининградском транспорте относительно чисто. Жители редко жалуются на этот показатель. Но зимой многих расстроил «Калининград-ГорТранс», отправив на линию немытые троллейбусы «Синара», которые только-только вышли на маршрут.  

8. Информирование для всех  

«Все экраны и «бегущая строка» должны работать, в том числе звуковая информация об остановках дублируется для слабовидящих», — пишет эксперт. Это — элементарное уважение к пассажирам.

Калининградцы уже обращали внимание на бегущую строку. По мнению людей, информация на табло проматывается слишком быстро. Дети и люди с плохим зрением, например, не всегда успевают схватывать суть.  

9. Прозрачные окна — никакой рекламы на стеклах  

Реклама на окнах мешает обзору и раздражает пассажиров. Ее нужно убрать полностью.

Водителей-промоутеров в городе становится меньше. Однако такие автобусы всё ещё есть на линии. Пассажиры жалуются, что от плёнки рябит в глазах.

Транспортная революция за копейки: как Калининграду исправить общественный транспорт без миллиардных вложений - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

«На такие преобразования не потребуются сотни миллионов рублей, но именно эти аспекты снизят количество обращений на работу транспорта в два раза! Не понимаю, кто мешает уже сейчас воплотить хотя бы этот список», — резюмирует Илья Зотов.

Что требует больших вложений

Впрочем, он же отметил, что это далеко не всё, а в полном перечне улучшений есть и затратные части. Эксперт определил задачи, которые нельзя решить быстро и дёшево. Среди них:

⦁ Обновление подвижного состава, особенно транспорта для маломобильных людей.

⦁ Реконструкция инфраструктуры — пути, контактная сеть, депо.

⦁ Решение кадрового вопроса и улучшение условий труда.

⦁ Пересмотр тарифной политики и введение новых льгот.

Малые шаги — большие перемены

Пока город ждет миллиардных инвестиций и глобальных проектов, никто не мешает начать с простых, но важных изменений. Для пассажиров они не менее значимы, чем новые трамваи.

Калининграду не нужно ждать транспортной революции — её можно начать уже сегодня, и обойдётся это совсем недорого.

По данным аналитиков, рейтинг общественного транспорта Калининграда последние годы регулярно снижается. По итогам последнего исследования наш город потерял сразу 16 позиций. Несмотря на это, никаких оргвыводов не сделано. Ждать и надеяться на улучшение ситуации в ближайшем будущем горожанам вряд ли приходится.

В Калининграде и области временно отменяют некоторые автобусные рейсы
Читать