В Калининграде обсуждают концепцию развития новой маршрутной сети трамвая. Рассматриваются варианты новых линий, а также возможность вернуть направления, которые были закрыты 10-15 лет назад. Что не так с самым вывозящим видом электротранспорта и как власти оценивают будущее, читайте в материале «Клопс».
Как обстоят дела с трамваем сегодня
В настоящее время по городу курсируют два маршрута (№3 и 5). Заявленный интервал — 6-8 минут. Средняя протяжённость пути 15-20 километров.
Наибольшее количество маршрутов — девять — было в 1994 году. В 2011-м их осталось три, в 2015-м уже ходила только пятёрка. В администрации считают, что это случилось из-за бурного роста автомобилизации: машинам нужно было всё больше пространства, а трамваи возили пассажиров не по востребованным направлениям.
Через шесть лет закупили ещё вагоны, а в конце 2022-го вернули «тройку». К этому моменту в городе уцелело 59 километров трамвайного пути, большая часть из которого требует ремонта. «Калининград-ГорТранс» имеет в парке 34 трамвая, на линию постоянно выходят 20 единиц. Средняя скорость движения — 12 км/ч., но на отдельных участках она падает до 5-6 км/ч.
Что не так с трамвайной системой сегодня
Несколько лет назад мэрия решила, что главная проблема калининградского трамвая — старые вагоны. Одной закупкой привезли партию из 15 единиц, пообещали приобрести ещё 10. При этом на остальную инфраструктуру и вопросы её содержания должного внимания не обращали. В районе Багратиона до сих пор есть отрезок пути, который уложен ещё в 40-х годах прошлого века.
В итоге инновационная техника с usb-портами слетает с путей. Точно так же, как и старые вагоны Tatra, стоит в пробках, ломается и месяцами пылится в депо, как, например, Pesa.
За целые годы так и не сделали обособление путей и не настроили в пользу движения электротранспорта светофоры. В итоге скорость, соблюдение расписания, интервалы и регулярность находятся на крайне низком и не привлекательном для пассажиров уровне.
Отсутствие выделенки приводит к тому, что любое ДТП на путях останавливает всё движение. «Калининград-ГорТранс» не слишком настойчиво пытается изменить ситуацию. Известно лишь об одном случае, когда виновного в аварии водителя оштрафовали за простой.
Главное в этом вопросе — не столько сами судебные иски, сколько общественное информирование: если бы перевозчик часто грозил автомобилистам, эффекта было бы больше. Но, видимо, не заинтересован. А пока этого нет — многие трамвай не воспринимают как средство передвижения, на которое можно рассчитывать в ежедневном формате. Не усердствует предприятие и с информацией для пассажиров: люди ориентируются на навигационные системы, но часто об изменении схемы становится известно уже в пути.
Другая проблема связана с совместным использованием дороги вагонами и автомобилями — пути часто отводят под развороты и повороты налево для машин. На каждом таком участке для трамвая горит зелёный, но проехать он не может: перед ним столпились несколько автомобилей, ожидающих свой разрешающий сигнал. Когда конкуренты покидают пути, для трамвая горит уже красный. Вагоны стоят на перекрёстках дольше, чем любой другой вид транспорта.
С запуском «тройки» в Калининграде встала новая проблема, которая тормозит движение: перевод стрелок. В третьем десятилетии XXI века вагоновожатые делают это ломом! О планах предприятия закупить нормальные стрелки вместо морально и конструктивно устаревших пока ничего не слышно.
Зато в городе часто наблюдается езда друг за другом: на остановки приходят и «тройка», и «пятёрка», а потом долго ничего нет. При этом трамвайные маршруты практически наполовину совпадают.
За все годы так и не удалось избавить их от избыточного дублирования. Сама схема движения, например, «тройки» — абсурдна. Добираться с Южного вокзала до Центрального парка на трамвае с объездом через Остров и 9 Апреля с Черняховского пассажир будет куда дольше, чем на автобусе.
К чести городских властей, пути постепенно начали приводить в порядок. Но темпы слишком низкие. А безопасные для пассажиров платформы, павильоны, табло прибытия в городе вообще не построены. Кроме того, нужно помнить, что помимо ремонта важно поддерживать пути в исправном состоянии, чтобы не пришлось их капиталить уже через 10 лет.
Чего ждать в будущем
В стратегии генерального плана от 2016 года описано расширение сети трамваев до девяти маршрутов. При этом предполагался демонтаж ветки на Аллее Смелых и строительство новой на Дзержинского, с выходом на Остров через будущую Восточную эстакаду. Были и планы развития линий в Московском районе. А вот на проспекте Победы пути собирались демонтировать.
Сейчас в администрации видят немного иной путь развития трамваев. Как минимум, нынешняя стратегия предполагает сохранить два действующих маршрута. А далее предложены две концепции: до 2030-го и 2040 годов.
Первая очередь предполагает создание маршрута №2, который будет курсировать по условному кольцу: от Южного вокзала до площади Победы и обратно через площадь Василевского. С помощью него соединят между собой транспортно-пересадочные узлы. Это позволит отказаться от части автобусных маршрутов. Останутся только магистральные направления: из одного района в другой.
Вторая очередь — планы по развитию сети: через Гагарина — выход на Благовещенскую (Денисова и Покрышкина), а в южной части — движение по Толстикова и Интернациональной до Кошевого. Западная ветка должна пройти по улице Катина до перспективного участка между микрорайоном Космодемьянского и окружной. Задача — повысить скорость до 20 км/ч.
Что касается ветки по Пролетарской — Тельмана и по проспекту Победы (от Елены Ковальчук до Радищева), то железного мнения по сохранению этих направлений у властей нет. Чтобы восстановить движение от Центрального парка через кольцо у проспекта Победы, по оценкам, нужно от 1,2 до 2 миллиардов рублей.
Ранее эксперт рассказал, что пассажиропотока на проспекте Победы вполне достаточно для запуска трамвая.