17:54

Литовское «давай, до свиданья», две минуты на газовый акт и полёты в мечтах и наяву — события недели, которые обсуждали в Калининграде

  1. Калининград

Налетай, субсидировано!

На неделе случилось событие, которое с нетерпением ждали многие калининградцы. Началась продажа субсидированных авиабилетов до Москвы и Санкт-Петербурга на 2025 год.

В первый день продажи 17 декабря в авиакассах особого ажиотажа не наблюдалось. Сотрудники предположили, что точной даты старта продаж никто не знал. Поэтому, дескать, народа и нет.

Пока льготные билеты доступны лишь в офисах. Но уже с 1 января их можно будет купить онлайн с помощью специального цифрового сервиса. Чтобы подтвердить статус льготника, придётся использовать свой аккаунт на «Госуслугах».

Сейчас продаются субсидированные билеты на рейсы «Аэрофлота». «Уральские авиалинии» позволяют лишь забронировать нужную дату. Но как заявил губернатор области Алексей Беспрозванных, в ближайшее время к этим двум перевозчикам добавятся авиакомпании Nordwind Airlines, «Смартавиа» и «Сибирь».

Литовское «давай, до свиданья», две минуты на газовый акт и полёты в мечтах и наяву — события недели, которые обсуждали в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Проблема льготных билетов заключается в том, что обычно их нет, когда они очень нужны. Именно это вызывает основное недовольство калининградцев. Люди начинают делиться в соцсетях суммами, которые авиакомпании требуют за полёт, причём даже не в бизнес-классе.

Происходит это из-за того, что авиакомпании ограничивают количество субсидированных авиабилетов 30 процентами от общего количества мест. Областные власти понимают проблему. Не случайно глава региона заявил, что добивается увеличения процента льготных билетов.

По идее, никакого ограничения на их продажу вообще не может быть. Авиакомпаниям компенсируются затраты, и им должно быть всё равно, что продавать — субсидированный билет или обычный.

И опасения, что все калининградцы вдруг решат отправиться в полёт, беспочвенны. Во-первых, каждый житель области имеет право раз в год купить четыре субсидированных авиабилета. Эта цифра была изначально включена в программу.

Во-вторых, основная масса жителей региона вообще никуда не собирается лететь. Одним нечего делать в «большой» России. Другие, может, и хотели бы погулять по Москве и Питеру и отдохнуть в Адлере или Кисловодске, но им это не по карману. Третьи боятся летать на самолётах, опасаясь, что санкции в отношении российских авиакомпаний всё же сыграли свою роль. А остальным так хорошо в своей области, что других и не надо.

Газовое удешевление

Калининградцы продолжают жаловаться на действия работников «Калининградгазификации». По словам жителей, газовщики относятся к задаче обслуживания отопительных котлов сугубо формально.

Как отметили недовольные граждане, беря немалые в общем-то деньги, сотрудники газовой службы умудряются уложиться в 12 минут. Из которых 10 — это составление бумаг.

Две минуты на обслуживание газового котла — это, конечно, маловато будет. Люди, коль уж их вынуждают заплатить по полной, требуют к себе внимания побольше. Чтобы газовщики чистили котёл, и желательно своим пылесосом. Ведь хозяйский потом придётся долго отмывать.

Литовское «давай, до свиданья», две минуты на газовый акт и полёты в мечтах и наяву — события недели, которые обсуждали в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Словно отвечая на эти запросы, «Калининградгазификация» снизила стоимость своих услуг. Как говорится, и то хлеб. Если уж обеспечить всех газовщиков пылесосами и мотивировать их обслуживать котлы подольше не получается, пусть это хоть стоит чуть поменьше. Удешевление невеликое: пустячок, но приятно.

Неприятно, что газовая служба сделала это не по своей инициативе, а под давлением антимонопольщиков. Теперь всем, с кого взяли лишнее, обещают вернуть, но уже в следующем году.

Разочарование и предпреждение

На неделе стало известно, что Калининградскую область продолжают третировать соседние государства. В частности, Литва, с которой раньше у самого западного региона России была программа приграничного сотрудничества.

Власти соседнего государства в одностороннем порядке разорвали все отношения с регионом по развитию Куршской косы. Как известно, она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вся целиком, без деления на литовскую и российскую части. И дирекции обоих нацпарков раньше согласовывали свои действия. А теперь из Литвы прислали письмо, что не хотят иметь с российскими коллегами никаких дел.

Литовское «давай, до свиданья», две минуты на газовый акт и полёты в мечтах и наяву — события недели, которые обсуждали в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Чем это грозит, догадаться нетрудно. Например, по данным директора российского нацпарка «Куршская коса» Анатолия Калины, на сопредельной территории удлинили взлётно-посадочную полосу местного аэродрома. Раньше он мог принимать только легкомоторные самолёты, а сейчас практически любые.

Какие это будут самолёты, можно лишь предположить. А вот как это отразится на птицах, чьи миграционные потоки проходят над косой, не вызывает практически никаких сомнений.

В посёлке Рыбачьем только хотят построить высотное здание, которое окрестили «стеной смерти» для птиц. А в Ниде, как считает директор нацпарка, таких зданий уже несколько. И никто, по его словам, не возмущается.

Калина, рассказывая о действиях литовской стороны, не мог скрыть разочарования. Такая же реакция была у президента БФУ им. И. Канта Андрея Клемешева, когда он делился своим мнением о том, что Калининградскую область методично обкладывают санкциями. И ведущая роль в этом опять же принадлежит Литве, которая вставляет палки в колёса сухопутному транзиту из «большой» России.

«Перевозки автомобильным транспортом и по железной дороге становятся всё более рискованными. Литва постоянно увеличивает тарифы, вводит всё новые ограничения, уменьшает квоты. Они вообще могут заблокировать ж/д-транспорт под предлогом ремонта или ещё чего-нибудь», — предупредил учёный, и к его предупреждениям нужно относиться со всей серьёзностью.

Курица, яйцо и голубцы

Споры о ценах и зарплатах в Калининграде напоминают дискуссию о том, что было раньше – курица или яйцо. Экономисты, говоря о причинах высокой инфляции, в числе главных называют резкий рост доходов у отдельных категорий работников. Они, мол, начинают «более лучше одеваться», что создаёт давление на потребительский рынок и при ограниченности предложения вызывает рост цен.

Основная же масса жителей, видя такие оправдания, не замечают оговорку про некоторые категории и начинают сравнивать со своими зарплатами. И негодуют, что экономисты и статистика врут, и нельзя ориентироваться на средние доходы, вспоминая анекдот про мясо, капусту и голубцы.

На самом деле, похоже, всё так и есть. На неделе появился перечень самых высокооплачиваемых специальностей в Калининградской области. Это не топ-менеджеры крупных компаний и собственники бизнеса. Это именно наёмные работники.

Среди них есть как высококвалифицированные специалисты, такие как сотрудники IT-компаний, так и те, кому не нужно учиться, чтобы хорошо зарабатывать. К примеру, курьеры, от которых требуется выносливость и неприхотливость.

Именно тема роста цен, в частности, на продукты, волновала больше всего калининградцев, обратившихся на прямую линию президента. Владимир Путин, объясняя причины инфляции, подчеркнул что «предложение на рынке должно соответствовать доходам населения».

«У нас зарплаты росли большими темпами, чем выпуск продукции. У нас постоянно растёт производство продуктов питания, +3% ежегодно. У нас потребление мяса в год — 80 кг на человека, а в мире — 42», — отметил глава государства.