Калининградской области нужен новый взгляд на то, как будет развиваться регион в условиях обострения геополитического кризиса. Такое мнение в эфире видеопроекта «Дом Советов» высказал доктор политических наук, президент БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев.
О санкциях и перспективах
По словам учёного, после распада СССР самый западный субъект Федерации развивался как открытое общество. «Все помнят идею, что регион станет мостом между Россией и Евросоюзом, — отметил Клемешев. — В начале 2000-х говорилось, что это будет пилотный регион, и был определённый оптимизм. Представление, что область будет развиваться открыто, — оно доминировало. Отсюда и сам механизм зональный, который появился. Он какую-то роль положительную сыграл, без всякого сомнения, когда выживать приходилось в тех условиях. Теперь же мы пришли к тому, что нужно менять институциональный механизм. И это видно по тем дискуссиям, которые ведёт сегодня бизнес: и по таможенному режиму, и вообще по тем условиям, которые есть.
Когда нас закрыли, когда ввели санкционный режим, понятно, что это всерьёз и надолго».
Президент БФУ сравнил санкции с поправкой Джексона-Вэника*, которая была принята в США в 1974 году и отменена лишь в 2012-м. Да и то, как подчеркнул эксперт, сразу же ввели акт Магнитского.
«Регион Балтийского моря — специфический. Там, где мы непосредственно контачим с НАТО. И сегодня они называют Балтийское море «озером НАТО». Свыше 95 побережья — это НАТО. И это в любом случае будет создавать значительные проблемы, пока продолжается геополитический кризис, пока осуществляется переход к какому-то новому непонятному геополитическому порядку».
О проблемах логистики
Клемешев обозначил ключевую проблему Калининградской области — транспортное сообщение с «большой» Россией.
«И это связано не столько с транзитом через литовскую территорию. Это связано будет с нашими морскими связями. Некоторые политики, особенно в Прибалтике, требуют как-то ограничить трассу по Финскому заливу. А с другой стороны, в дискуссиях постоянно возникают датские проливы, а у нас через них в значительной степени идёт перевалка нефти. Сейчас авиатранспорт стал основным инструментом для пассажироперевозок. Перевозки автомобильным транспортом и по железной дороге становятся всё более рискованными. Литва постоянно увеличивает тарифы, вводит всё новые ограничения, уменьшает квоты.
Они вообще могут заблокировать ж/д-транспорт под предлогом ремонта или ещё чего-нибудь».
Президент БФУ уверен, что поддержку в регионе нужно оказывать не одним предпринимателям, но и всем жителям.
«Нельзя всё время говорить только о бизнесе, при всём том, что это играет огромную роль. Мы должны ещё говорить о жителях Калининградской области. Так или иначе, но надо будет думать о том, чтобы включать какие-то механизмы поддержки и населения, потому что мы никуда не денем транспортную составляющую. Какие бы шаги ни были предприняты, всё равно политико-географические факторы присутствуют в любом эксклаве», — подчеркнул доктор политических наук.
О перестройке экономики
Эксперт уверен, что калининградской экономике предстоит серьёзная перестройка. По его мнению, она будет не такой глубокой, как в 90-е годы: тогда «была катастрофа».
«Здесь большую роль будет играть представление о том, что значит эксклав для России и какова должна быть в таких условиях экономика эксклава. Она, я думаю, будет существенным образом меняться. У нас есть определённые плюсы. Это та же самая рекреация. Это приоритетная вещь, которая будет развиваться. Другое дело, что разумно, и я надеюсь, что федеральный центр к этому подойдёт: нам нужны большие длинные инвесторы, которые дадут возможность правильно эксплуатировать наши рекреационные ресурсы. Пока же это быстрая коммерция — быстро взять землю, построить и продать. К сожалению, тот ресурс — земля и рекреация — они ограничены».
Клемешев положительно оценил смену губернатора, случившуюся в 2024 году: «Пришёл новый глава региона со значительным опытом работы на федеральном уровне — это тоже очень важно. Нужен новый взгляд на то, как должна развиваться Калининградская область.
Я думаю, что рано или поздно будет федеральный закон об эксклавной территории.
Идея ОЭЗ, которая в 90-е годы была инструментом спасения области, не только в значительной степени себя исчерпала, но и потеряла свою специфику. Особенно когда появилось множество особых зон на территории России. Эксклав у страны один, и поэтому к нему необходимо внимание».
*Поправка Джексона — Вэника принята Конгрессом США в декабре 1974 года как дополнение к закону о торговле США. Она устанавливала запрет на предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а также на выдачу государственных кредитов и кредитных гарантий странам с нерыночной экономикой, препятствующим эмиграции и нарушающим другие права человека. Кроме того, поправка предполагала введение против таких государств дискриминационных тарифов и сборов. Под действие поправки Джексона — Вэника в свое время попал Советский Союз и ставшая его правопреемницей современная Россия. Официально эта законодательная норма действовала для РФ вплоть до 2012 года.
По мнению экспертов Калининградской ТПП, из-за введения НДС, роста транспортных расходов жизнь для населения в регионе только ухудшится.