10:33

«Не могла понять, почему меня матерят таксисты»: калининградка рассказала о жизни в Марокко

  1. Калининград

Марокко у многих ассоциируется с мандаринами, верблюдами, женщинами в чадре и восточными сказками. Как россиянам живётся в этой удивительной стране, «Клопс» рассказала калининградка Екатерина, улетевшая на другой континент шесть лет назад.

Наша землячка «безумно влюбилась» в марокканца и переехала к нему в Кенитру. Екатерина освоила новую профессию, родила дочь. Но к некоторым нюансам жизни в Северной Африке она так и не смогла привыкнуть.

Главная дорога | фото: личный архив Екатерины
Главная дорога. фото: личный архив Екатерины

Как рыбы в аквариуме

«Первое, что бросилось мне в глаза — это хаос на дорогах», — вспоминает землячка. Все перестраивались, кто куда хочет: с первой полосы на пятую, с пятой на третью, не заботясь о том, чтоб предупреждать других участников движения. Пешеходы неторопливо переходили дорогу в любом месте. Некоторые вообще разгуливали по центру проезжей части. «Беспорядочное движение напоминало мне рыб в аквариуме!» — говорит Екатерина. Но самое интересное, что за всё время она при этом не видела ни одного ДТП.

Возможно, причина такого благополучия — общее дружелюбие и готовность уступить. «Люди здесь очень общительные, — рассказывает женщина. — Если водитель увидел своего знакомого, едущего в противоположную сторону, приятели обязательно остановятся, чтобы поздороваться. Выйдут из машины, перекрыв дорогу, обнимутся и станут беседовать. Другие участники движения спокойно ждут — относятся с пониманием, потому что каждый может сделать то же самое!»

Таксисты не ругаются 

Машину можно заказать и через приложение. Но местные чаще пользуются жестом поднятой руки и просто кричат: «Такси!» Если водитель едет в другом направлении, он всегда развернётся и подберёт клиента, но перед этим крикнет: «Подожди, друг!»

Это невинная привычка поначалу Екатерину чрезвычайно смущала. Дело в том, что последняя фраза на местном диалекте созвучна с русской ненормативной лексикой. «Столкнувшись с этим впервые, я не могла понять, почему меня всегда матерят?!» — смеётся калининградка. 

Сев в машину, вы запросто можете обнаружить там других пассажиров, а по пути и ещё подсядут новые. Так что автомобиль превращается в «мини-маршрутку».

Праздничный женский наряд | фото: личный архив Екатерины
Праздничный женский наряд. фото: личный архив Екатерины

Хиджабы носят, но скандалят от души

«Когда ещё только собиралась связать свою жизнь с этой страной, только ленивый не говорил, что я надену хиджаб и буду до конца своих дней лепить лепёшки, — поделилась землячка. — На самом деле местные женщины уже давно вышли из тени». 

Это произошло благодаря бывшей жене короля Мухаммеда VI, говорит Екатерина. Лалла Сальма придерживалась проевропейских взглядов, так что с её подачи в стране поменялись многие законы, касающиеся прав женщин. Сейчас слабый пол получает образование, водит автомобиль и даже работает в парламенте.

«Права марроканок хорошо защищены. Невозможно представить, что мужчина после развода не будет платить алименты», — подчеркнула Екатерина. Если женщине что-то угрожает, за неё всегда заступятся. В стране уже существует отдел по борьбе с насилием над женщинами. 

Впрочем, дамы пока не так часто обращаются за помощью к властям. Одни боятся, что ревнивые мужья переложат вину на них же, другие опасаются, что защитник просто убьёт обидчика и сядет за это в тюрьму. Марокканцы очень страшатся сплетен, репутация семьи должна быть кристально чистой. Поэтому сор из избы выносить не принято.

Компенсировать такие обычаи помогает темпераментный характер марокканок. «Если что-то не так — скандалят от души, — рассказала Екатерина. — Когда на дороге автомобилистка не права, никто из мужчин ей ничего не скажет. Зато она откроет окно и начнёт кричать на всех!»

Местные жительницы обладают пышными формами: культа здорового питания здесь не существует, да и фитнес-центры стали появляться не так давно. Одеваются женщины по-разному. 

«Можно увидеть двух подруг: одна будет в бесформенной рубашке с длинным рукавом и хиджабе. А другая — в облегающих джинсах, в топе с глубоким декольте и непокрытой головой», — отметила собеседница. На пляж девушки надевают буркини — мусульманский закрытый купальник, носить бикини осмеливаются лишь единицы.

Цветочный базар | фото: личный архив Екатерины
Цветочный базар. фото: личный архив Екатерины

Букеты дарить не принято

Женщинам в Марокко дарить цветы не принято. Но, несмотря на это, букеты часто продают на базарах. «Их дизайн очень странный, напоминает похоронные венки, — недоумевает калининградка. — Сразу отмечу, что в национальных траурных церемониях цветы вообще не присутствуют». Зато у местных очень распространено украшать дом пластмассовыми растениями.

Мужское кафе | фото: личный архив Екатерины
Мужское кафе. фото: личный архив Екатерины

Кафе только для мужчин

В Марокко существуют строго мужские уличные кафе, где вообще не подают съестное. Гостям заведения предлагается только вода, кофе и чай. Обычно там собираются, чтобы посмотреть спортивные трансляции и пообщаться. 

«Мне кажется, что они там сидят, чтобы поглазеть на проходящих мимо женщин, — иронизирует Екатерина. — Со стороны это похоже на сцену из фильма «Служебный роман», когда один из героев сидел возле лестницы и постоянно смотрел на ножки сотрудниц. Мужчины постоянно пьют кофе в этих кафе! Я не понимаю, когда они вообще работают».

Марокко — мусульманская страна, излишнее внимание к женщинам тут недопустимо. Но вообще оно всё равно чувствуется, хотя и не так сильно. «Если сравнивать с Турцией, здесь ты никогда не услышишь вдогонку слово «пэрсик» и типичное причмокивание. Свой интерес к слабому полу мужчины проявляют скромнее», — заключила женщина. 

«Не могла понять, почему меня матерят таксисты»: калининградка рассказала о жизни в Марокко - Новости Калининграда | фото: личный архив Екатерины
фото: личный архив Екатерины

«Трое детей? Всевышний обделил»

Рожают марокканцы обычно много. «Например, у моего мужа в семье трое детей, и это считается, что всевышний обделил. А вот у его мамы сестёр и братьев — девять! Это гораздо лучше. Но всё ещё не показатель нормы», — поражается Екатерина. 

Несмотря на огромное количество ребятни на улицах, досуга тут для неё нет никакого. В небольших городах типа Калининграда можно найти пару детских площадок со ржавыми сломанными качелями. Игровых комнат и кафе нет от слова совсем. Так что развлекаются юные марокканцы своими силами. Исторически сложилось, что в многодетных семьях старшие всегда присматривают за средними, а те — за младшими. Впрочем, детей в обществе заметно любят.

«Если ты стоишь в очереди с ребёнком, неважно, в какой, тебя всегда пропустят, — продолжает Екатерина. — К малышам вообще особое отношение». Местные могут ласково потрепать по волосам или поцеловать незнакомое дитя. Даже полицейские на таможне им всегда машут, улыбаются и угощают конфетами.

Купить одно яйцо, сырок и памперс

С мелкорозничной торговлей в Марокко проблем нет. «Хануты» — так называют небольшие ларьки, где можно купить что угодно: от картин до контрацептивов. Любой товар доступен поштучно, например, можно взять одно или два куриных яйца, памперс или маленький треугольник сыра. В общем всё, что можно вытащить из общей упаковки. Если у человека нет денег, ему запросто отпустят товар взаймы, а долг запишут в специальную тетрадку. 

Национальное блюдо | фото: личный архив Екатерины
Национальное блюдо. фото: личный архив Екатерины

Пятница — время кускуса

Рацион марроканцев, по словам калининградки, мало отличается от привычного ей дома. Основные продукты — картошка, говядина, курица, баранина, рыба, много овощей, макароны и рис. Специи используют чаще не острые, а пряные. Многие блюда напоминают узбекскую кухню. 

По пятницам традиционно принято готовить кускус. В крупу добавляют тушёную курицу, овощи и заправляют специальным соусом. 

А вот супов местные почти не едят. Считается, что это больничная еда, способная поставить на ноги любого немощного. Но кто же обедает лекарством?

«Как-то я варила для своей новой большой семьи борщ, — вспоминает Екатерина. — Все, конечно, поели. Но потом спросили: «А что мы в итоге будем кушать?» Наше первое блюдо для них — это попить, а не поесть!» 

Другое дело — блинчики с шоколадом и картошка фри. Их в Марокко очень даже приветствуют и дети, и взрослые. Даже на меню для самых маленьких тут смотрят гораздо проще. Оно то же самое, что и обычное, только порции меньшего размера. «Годовалого ребёнка мамы запросто могут накормить с ложки шоколадной пастой и пакетом конфет и дать запить сладкой газировкой», — удивляется наша землячка.

Классические блюда в кафе могут состоять из совсем неожиданных ингредиентов. Даже простая паста или салат цезарь порой удивляют: в последнем наша землячка обнаруживала и крабовые палочки, и кукурузу, и даже свёклу. «Просто местные, в отличие от туристов, понятия не имеют, как именно должно готовиться то или иное блюдо», — пояснила Екатерина.

Футбольные ворота из башмаков

Футбол в Марокко боготворят. В него играют и стар и млад, на каждой улице можно увидеть гоняющих мяч мальчишек. «Свою обувь они расставляют как ворота и могут пинать даже банки. На пляже часто можно встретить играющих девушек», — отметила калининградка. В каждом захудалом ларьке продаются грозди мячей. 

А уж когда играет марокканская сборная, все улицы просто вымирают. «Есть такая тенденция: когда команда одерживает победу, на следующий день можно заметить, что поднялись цены на базовые продукты, — поделилась наблюдением Екатерина. — Но людям всё равно, они пребывают в какой-то эйфории. А вот если матч закончился поражением — это сравнимо с национальным трауром».

Верблюды на пляже | фото: личный архив Екатерины
Верблюды на пляже. фото: личный архив Екатерины

Замечаешь только хорошее

Марокко, как представляется Екатерине, — безумно красивая страна, со своим колоритом, древней культурой и добрыми традициями. Современным «по-европейски» государством назвать  его пока сложно. Но оно хоть и медленно, но развивается.  

«Приезжим с европейским менталитетом, конечно, на новом месте тяжело. Но со временем ко всему привыкаешь и замечаешь только хорошее», — заключила наша землячка.

Калининградка, живущая во Вьетнаме рассказала, с чем ей приходится сталкиваться в Азии.