Спустя сутки после трагедии, произошедшей в «Крокус Сити Холле», на площадь Победы продолжают приходить калининградцы. Они кладут к стеле цветы и молчат. В тишине потрескивают лампады. Корреспондент «Клопс» побывал у стихийного мемориала.
Первые 22 гвоздики и пять лампадок появились у стелы на площади Победы уже к 9 утра 23 марта. Двенадцать часов спустя силами калининградцев у фонтана выросла стена из цветов, игрушек и детских рисунков.
Когда подходишь ближе, словно попадаешь в какое-то отдельное пространство — звуки города, шум трамваев сразу уходят далеко. В полной тишине слышно только потрескивание огня свечей, редкие перешёптывания и всхлипы.
«Мама, — кричит вдруг девочка лет пяти. — Тут столько мишек! Почему здесь игрушки?» «Потому что детки тоже погибли», — объясняет женщина.
Среди тех, кто приносит цветы, очень много подростков. Они быстро кладут гвоздики и бегут дальше. Компании, которые просто проходили мимо, замолкают в знак солидарности со скорбящими.
«Кто-нибудь знает, где тут поблизости можно сейчас купить цветы?» — спрашивает у толпы одна из школьниц.
Две девочки принесли плюшевых мишек и усадили их в уголок. На мордочках игрушек приветливая улыбка. В паре метров плачет женщина.
«Озлобленности у россиян не появилось, мне кажется. Это хорошо, что все сплотились наоборот. Жалко мирных. Безвинные совершенно детки, семьи. За что им это? За какие-то 500 тысяч. Это нелюди...» — рассуждает пенсионерка.
Женщина считает, что нельзя винить какую-то нацию — «в каждой есть идиоты». Разговор подхватила другая калининградка, стоящая поблизости. Полушёпотом дамы вспоминают, как в советское время в классах были все, от литовцев до грузинов и евреев, и жили дружно.
За полчаса место скорби ни разу не оставалось безлюдным: каждые пару минут кто-то из прохожих замедляет шаг, подходит поближе. Некоторые без цветов, просто останавливаются и подолгу стоят. Иногда только что прибывшие озирают толпу и, сталкиваясь с кем-нибудь взглядом, сочувствующе кивают. Кто-то молча крестится.
Пара средних лет ненадолго замерла, подходя к стеле. Женщина растерянно спрашивает: «А как же, мы же сейчас без цветов...»
«Завтра ещё сюда придём, обязательно, — спутник кладёт руку ей на рукав. — И дети с нами придут».
В центре Калининграда рекламу на баннерах заменили изображением свечи скорби по погибшим в теракте в «Крокус Сити Холле».