09:34

"Наша цель одна — ребёнок должен выздороветь": интервью главврача главврача Детской областной больницы Александра Малярова

  1. Интервью
"Наша цель одна — ребёнок должен выздороветь": интервью главврача главврача Детской областной больницы Александра Малярова - Новости Калининграда | Фото: официальный сайт Детской областной больницы
Фото: официальный сайт Детской областной больницы

...Александр Михайлович даже с некой гордостью говорит: "А я мальчишкой тоже лежал в детской областной! В травматологии, дважды! Ноги ломал по очереди. Видите, как в жизни всё сложилось?" 

Александр Маляров — главный врач ДОБ, возглавляет её с 2014 года. Самому учреждению 9 января исполнилось 60 лет. "Клопс" пообщался с его руководителем об успехах, спасённых детях и коронавирусе.

"Состояние ребёнка с постковидной пневмонией может ухудшиться за полчаса"

— С чем чаще всего госпитализировали детей в 2020 году?

— Пандемия нанесла огромный отпечаток. Чаще всего госпитализировали детей с уже перенесённым ковидом, с тяжёлыми и запущенными пневмониями, с вирусными инфекциями. Пневмонии очень тяжело протекают, они непредсказуемые. 

Ещё очень много стало впервые выявленного сахарного диабета. С чем это связано, понять пока не можем.

— В чём особенность детских постковидных пневмоний?

— Молниеносное развитие ухудшения состояния пациента. Состояние может измениться в течение получаса. Вот вроде ребёнок лежал ничего-ничего, а потом ни пульса, ни давления, невозможно самостоятельно дышать. За полчаса состояние может так ухудшиться, что мы переводим ребёнка в реанимацию на ИВЛ, начинаем применять интенсивную терапию. За последний год были десятки таких детей.

— В Калининграде в июне от коронавируса скончался хирург ДОБ Мелик Симонович Ростомян. Общаетесь ли вы с его семьёй?

— Мелик Симонович, царствие ему небесное, был достойным человеком и специалистом. Для всего региона это серьёзная потеря. Он владел множеством методик, оперировал новорождённых детей. С его семьёй мы общаемся, стараемся поддерживать.

— Как изменилась работа больницы в связи с коронавирусом?

— Как прежде, мы работать не могли, потому что большой риск заноса инфекции. А больница одна в регионе, поэтому мы очень жёстко требуем соблюдать режим. Мы разделили потоки пациентов, открыли ещё один приёмный покой и запретили родителям покидать стационар во время госпитализации. Да, неудобно, кто-то хочет домой или в магазин. Но мы объясняем, что в интересах детей лучше остаться.

— А если ребёнок подолгу лежит в стационаре, например, с онкологией?

— У нас работает своя анимационная служба, детей развлекают. Есть воспитатели. Сейчас пускаем родителей только по одному. Требуем у гостей анализ на ковид. И люди всё понимают, сдают. Потом мы их одеваем в СИЗы и пускаем. А детки с онкологией  — они с родителями лежат.

"Надеюсь, что в мае 2022-го мы запустим новый корпус"

— Как идёт строительство нового корпуса больницы? Успеют ли к маю 2022 года, как обещают?

 Есть небольшое отставание по срокам, строители это понимают и пытаются догнать. Я надеюсь, что в мае 2022 года мы его запустим, очень бы хотелось. 

— Что будет в новом здании? 

— На первом этаже будет приёмно-диагностическое отделение — приёмный покой, КТ, МРТ, рентген, УЗИ, ФГС. Тут же — 15 диагностических палат: больного туда сразу укладываем и наблюдаем. Также будет очень хорошая операционная. Я ездил по регионам и таких, честно, не видел. 

Логистика изменится. Допустим, сейчас пациент приезжает в приёмный покой, а кабинет МРТ — в поликлинике, рентген на втором этаже, а УЗИ — на третьем. Это не очень комфортно и для врачей, и для наших маленьких пациентов.

— А что будет в старых корпусах, откуда переедут отделения?

— Мы подготовим документы на реконструкцию, чтобы сделать двухместные палаты с санузлами, а не шестиместные, как сейчас, улучшим бытовые условия для детей.

"Раньше родители платили большие деньги в частных центрах, теперь по ОМС эти услуги они получают у нас"

— Какие новые операции научились делать врачи ДОБ в прошедшем году?

— Я могу похвастаться, что в течение прошлого и позапрошлого года мы впервые в регионе стали проводить операции по удалению опухолей головного мозга. Раньше такие операции в регионе не делались, мы отсылали пациентов в федеральные центры. С приходом новых специалистов, с приобретением нового операционного микроскопа мы это делаем на своей базе. Стало больше успешных операций по коррекции врождённых пороков развития, добились хороших результатов. Я доволен этой работой.

— В 2020-м в ДОБ впервые провели уникальную для региона процедуру — введение препарата "Спинраза". Для этого одного из врачей специально дополнительно обучали. Сколько детей уже прошли такую процедуру? Будете ли обучать других врачей?

— Да, мы стали вводить этот препарат детям со спинальной мышечной атрофией. Мы посылали специалиста обучаться в НИИ имени Вельтищева. На сегодняшний день у нас пять детей получали этот препарат. Сделано десять инъекций. Кому-то три, кому-то одну.

Собираемся обучать врачей, нужен дублёр. Пока из-за пандемии федеральные центры никого не берут на обучение. Дело нужное и ответственное.

— Правда, что теперь детям с особенностями развития можно лечить зубы под наркозом в ДОБ?

— Да, в этом году получили лицензию по стоматологии. Раньше родители ходили в частные центры, платили большие деньги, 60-80 тысяч. Теперь по ОМС эти услуги они получают у нас.

— Не образовалась очередь?

— Очереди нет. Но мы готовы наращивать объёмы, если будет потребность.

— Появилось ли новое оборудование в 2020-м году?

— Мы постоянно его получаем. В последнее время приобрели несколько аппаратов УЗИ, в этом году ввели в эксплуатацию новый рентген-комплекс, много оборудования для офтальмологического отделения.

— Есть ли у больницы возможность самим зарабатывать средства? Если да, то на что они идут?

— Да, у нас есть возможность зарабатывать деньги за счёт платных услуг, но их процент ничтожный. Это может быть консультация специалистов, комфортабельные палаты в стационаре или диагностические манипуляции детям: ФГС, УЗИ, КТ, бронхоскопия, МРТ. Взрослым делаем только КТ и МРТ. Но это незначительная сумма. Средства идут на оплату разработки проектно-сметных документаций. Если заметили, мы в последние годы заменили на территории разбитую дорогу на новую плитку. Ещё мы поощряем наших сотрудников. Часть этих денег вкладываем в наших будущих специалистов. У нас заключены целевые договоры. Мы платим стипендии.

— Кстати, как с кадрами? Врачей хватает?

— Ещё лет пять-десять назад была ужасная ситуация, на сегодняшний день она выровнялась. Сегодня в больнице работают 122 врача. Мы по все профилям укомплектованы. 

— А как привлекаете специалистов?

— Оплачиваем аренду служебного жилья первое время, пока врач получает квартиру. Помогаем решать бытовые проблемы, например, ребёнка в садик устроить. Наши специалисты получают выплаты при первичном трудоустройстве, их можно потратить на первый взнос по ипотеке. 

Много приезжают из Сибири, с Дальнего Востока. Стали и из Петербурга, и из Москвы приезжать. 

— Сейчас какие специалисты нужны?

— Гастроэнтеролог, кардиолог, два реаниматолога.

"Наша цель одна — ребёнок должен выздороветь"

— Что в планах?

— Самой большой мой план — сохранить коллектив, чтобы никто не уходил и не болел. План — запустить через полтора года новый корпус. Правительство области уже нам сделало подарок, выделило деньги на реконструкцию неврологического отделения. Мы и дальше хотим раз в год ремонтировать по отделению. 

— Как больница отмечает юбилей?

— У нас, конечно, были грандиозные планы, но пандемия внесла коррективы, поэтому всё скромнее. Мы подготовили подарки. Мы поздравили наших ветеранов. А ещё мы каждому ребёнку, который выписывается, дарим воздушные шарики с нашими логотипами.