17:32

Уехала на похороны, а границы закрылись: как помогают застрявшим за рубежом калининградцам

  1. Интервью
На фото: Алла Иванова | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
На фото: Алла Иванова. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

Весна-2020 выдалась поистине экстремальной. Как призналась в Facebook глава регионального агентства по международным и межрегиональным связям Алла Иванова, “это совершенно странные три месяца. С днями, которые нанизываются на верёвочку, как разноцветные, разноразмерные, разнофактурные бусины. С новыми вводными, новыми условиями, с нехваткой информации и правил, с мелькающими картинками из чужих жизней. С глазами, слезящимися от бесконечных таблиц и табличек, с чужими свадьбами и похоронами, с границами и расстояниями, самолётами, пароходами и поездами. С попытками выстроить работающие схемы и их ломкой — потому что у цунами нет правил, с необходимостью мгновенного принятия решений, при нехватке информации для этого (ненавижу!). Я не прошла ни одного видеокурса, не сделала ни одной видеотренировки, не состряпала ни одного блюда сложнее яичницы. Напряжение, метания, выход из зоны комфорта. И всё это не имеет отношения к реальной борьбе с болезнями, к реальной опасности и реальной “красной” зоне. Но люди, люди, люди — которым нужно помочь, которым плохо, которых ждут. Зачем-то это все было нужно, да? Странное время”.

Основные заботы касались помощи калининградцам, застрявшим за рубежом. Мы спросили у Аллы Генриховны, как налажена эта помощь и с какими трудностями пришлось столкнуться.        

— Когда границы закрылись снаружи и изнутри, множество калининградцев оказались за рубежом без возможности вернуться. Ещё в январе и феврале были сюжеты из Китая и Италии, люди настороженно относились к этой информации, и многие предпочли остаться там, где находились до введения ограничений. Но были и  те, кто говорил: ну Китай — это Китай, а мы запланировали отпуск и должны поехать. И в середине марта некоторые отправились в эти самые отпуска, причём семьями,с детьми.

— Это были в основном неорганизованные туристы? 

— По нашим спискам “чистых” туристов, наверно, не так много, и да, в основном это  неорганизованные группы. Организованных компании начали быстро вывозить регулярными рейсами, пока это было можно. А, к примеру, из LOT написали в Министерство туризма, что группы пассажиров остались там-то: Польша закрыла аэропорты. Эти люди также появились в наших списках, которые сначала формировались по звонкам туристов, компаний и так далее. 

Туристическо-информационный центр начал работать в режиме горячей линии ещё в середине марта. В апреле данные стали поступать через федеральный оперштаб, который формировал списки исходя из заявлений граждан на Госуслугах. Сейчас, чтобы попасть в Россию, вы должны заполнить специальную форму, получить свой номер ну и тихонечко ожидать вывозного рейса из той страны, где вы находитесь. 

— Другого варианта нет?

— Вы можете, конечно, и сами что-то предпринимать. Например, приятная новость: в пятницу, 29 мая, вечером из Франкфурта вылетает самолет "Аэрофлота", попытаемся туда посадить наших граждан. Сегодня утром обзванивали всех по списку, одна женщина говорит — я уже добралась сама. Ну и слава богу. 

В марте ситуация на польско-германской границе была такая, что в одном месте ты уже не мог проехать, а в другом ещё пропускали. Часть мужчиков наших, кто поактивнее, этими “лесными тропами” успели вернуться. Но и до сих пор “свобода творчества” не отрицается и некоторые добираются самостоятельно. Россиянам въезд в Россию открыт в любых видах и формах — если вы добрались до границы. то уже последним броском надо себя через неё перебросить. 

На фото: Алла Иванова | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
На фото: Алла Иванова. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

Когда в начале апреля стали вывозить тех, кто зарегистрировался на Госуслугах, наши соотечественники первое время недоумевали, почему калининградцев нет в списке регионов, жителей которых сажали на эти борта. Подход был такой: вывозили из, так сказать, мест скопления: в Новосибирск летел полный самолёт из Таиланда, в Ростов-на Дону — из Гоа. А к нам большой самолёт не полетит. Наших много, конечно, осталось за границей —  в 79 странах мира, наверно, мы чемпионы в этом смысле. Но есть страны, где наших по одному-два, и такие встречаются государства, о существовании которых не все даже подозревают. Нам пришлось дополнительно договариваться с оперштабом, было несколько обращений губернатора и заместителя председателя правительства, чтобы в регионе прилёта для наших людей были возможности обсервации, прохождения карантина и возвращения в Калининград. Напрямую добраться к нам пока невозможно. 

— Какие наиболее сложные проблемы приходилось решать? 

— Человек выехал на похороны в одну из стран СНГ, буквально на три дня. Здесь осталась дочь-подросток, а мама застряла на полтора месяца. И рейсов выездных нет, и деньги заканчиваются, и карточка там не работает, и роуминга нет .В странах, где много наших туристов, они уже скомпоновались, создали группы в вотсапе. А если ты один? Посольства нам очень помогали и в Узбекистане, и в Киргизстане, Корея была с нами на связи. Из Гвинеи-Бисау, где моряк наш приболел, отчёты пишут о его состоянии. 

— Моряки — отдельная категория?

— Моряки себя в списки на вывоз не включили и ждали обычные чартерные рейсы, которыми меняют экипажи. Я даже не знала, что у нас такое количество моряков работает в зарубежных странах. Впервые пришлось отрабатывать технологии их вывоза, когда возвращалась группа из Лас-Пальмаса, потому что разрешается одним бортом привезти не больше 500 пассажиров в Москву и 200 — в региональный аэропорт. В воскресенье ждём подобный рейс из Мавритании —  сложная страна, там закрытое небо. Мы должны будем принять этот рейс с обеспечением всех эпидемиологических  мер, прилетит около 70 калининградских моряков. Есть такие группы в Намибии, на Фарерах.

На фото: Алла Иванова | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
На фото: Алла Иванова. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

— Где сейчас больше всего осталось наших туристов? 

— Большие группы остались в Таиланде, Индии. Оттуда люди первое время не стремились выезжать, а теперь собираются, но далеко не все. Некоторые говорят: если бы прямо в Калининград, то мы бы полетели, а вот через Москву или Петербург с отбыванием двух недель в обсерваторе как-то не очень хочется, лучше мы тут посидим. У каждого своя ситуация, всех не заставишь. Сейчас по спискам  около 600 калининградцев за рубежом, из них тех, кто  реально хочет вернуться, человек 100-150.

— Наших вывозят бесплатно?

— Бесплатно вывозят только тех, у кого были билеты на рейсы "Аэрофлота" или других российских компаний. На сайте Госуслуг есть горячая линия для “коронавирусных “ туристов,   части из них полагается материальная помощь во время пребывания за рубежом. Но калининградцы пользуются в основном не российскими авиакомпаниями, поэтому приходится платить. Удовольствие не из дешёвых.

Со списками  тоже не очень просто. Их формируют Минкомсвязи и Госуслуги. И можно только просить дополнительными письмами высокого уровня включить в списки тех или иных граждан. Но тут тоже бывают сбои. В наш региональный информационный центр туризма позвонила мама одной туристки, чуть не плачет — дочь осталась за рубежом, денег уже почти нет. Мы с помощью губернатора включаем этого человека в списки, ночью работают коллеги из Минкомсвязи, а утром обнаруживается, что девушка выезжать не хочет. 

— Сколько калининградцев  вернулись домой через обсерваторы в других регионах? 

— Порядка 50 прошли карантин в Московской и Ленинградской областях, около 50 находятся в обсерваторах. Одни попали в очень хорошие четырехзвёздочные гостиницы, другие  в санатории попроще.. 

— Как закрывались границы области и с какими проблемами мы столкнулись? 

— Границы закрылись в середине марта. Я считаю, что Литовскую Республику надо поблагодарить за то, что оставили нам гуманитарные коридоры для возвращения — сначала на неделю, потом продлили до начала апреля Паромом можно было въехать из Германии через Клайпеду, ряд граждан этой возможностью воспользовались. И поезд до последнего времени оставался. 

Мы оказались в “горшочке”, куда проникнуть сложно и выехать непросто. Были случаи, когда наши пограничники выпускали иностранца, а Польша его не принимала. Такая же ситуация сейчас с Литвой. Постепенно эти страны снимают ограничения, но тут много требований и с нашей, и с их стороны, поэтому у коллег из погрануправления прибавилось проблем. Пока от нас не могут выехать иностранцы, у которых российский вид на жительство. Я считаю, что такую возможность предоставить нужно. Обращаемся к правительству, чтобы люди могли выбраться к основному месту жительства и там провести это сложное время. 

Очень многие проблемные ситуации удавалось решить только благодаря совместной работе с нашими коллегами из погрануправления ФСБ и представительства МИД России в Калининграде. 

— Кто сейчас может выезжать через сухопутные границы региона? 

— Иностранцы, дальнобойщики, дипломаты, сотрудники спецсвязи и ряд других граждан. Губернатор обращался с просьбой, чтобы в этот список  включили экипажи морских судов, и это предложение было принято. Был также разрешён на въезд людям с ВНЖ для воссоединения с семьёй. Проблемная группа — студенты, которые учатся за границей и хотят выехать на учёбу. Такое пожелание также сформулировано для правительства.  

— Если нужно срочно выехать за границу — например, на похороны — такая возможность есть у жителей региона?  

— Да, коллеги из консульств постоянно на связи. Если что-то срочное — помогут, и такие случаи были. Все гуманитарные коридоры открыты.

— Известно ли что-либо о том, будут ли продлеваться срок шенгенских виз, по которым люди так и не смогли никуда поехать?  

— Визы продлевали для тех, кто уже был за границей и не смог выехать. Например, в Германии. Что касается тех, кто, как говорится, снаружи — наверное, это вопрос к дипломатам. Решения будут принимать исходя из внутренней обстановки.  

— А вы сами куда бы мечтали поехать? 

— Я бы немножко отдохнула на даче или на море.А больше всего мечтаю, чтобы все вернулись.