Калининградцы до десяти раз в день сообщают в полицию о телефонных мошенниках, которые воруют деньги с банковских карт. "Клопс" собрал топ уловок, на которые попадаются даже самые здравомыслящие.
1. Аферисты от лица Центробанка предлагают получить выплату в качестве поддержки в пандемию. Для этих целей даже разработали сайт. На Facebook под видом рекламы распространяют информацию, что россиянам положена материальная помощь, в сообщении используется символика Центробанка. При переходе на сайт открывается приказ от 20 января текущего года за подписью "заместителя начальника Туллина Д.В.". Фальшивка обещает "единоразовую выплату" каждому члену семьи — от одной до пяти тысяч рублей. Для получения денег предлагается ввести данные банковской карты, в том числе CVC.
2. Мошенники звонят и сбрасывают вызов, заставляя абонента перезванивать, чтобы обмануть системы фильтрации вызовов. Аферисты представляются сотрудниками службы безопасности банка, силовых структур и социальных служб, пытаются выведать секретную информацию и убедить перевести деньги на счета мошенников.
3. Аферисты переводят вам деньги якобы по ошибке, а потом просят вернуть их по другим реквизитам. Если вы согласитесь, перевод окажется "закрепительным платежом" для привязки вашей карты к какому-либо сервису в интернете. После подтверждения могут списываться любые суммы без дополнительных верификаций. Ещё один вариант развития событий — перевод окажется "авансом" за покупку на сайте объявлений.
4. Аферисты представляются сотрудниками прокуратуры и убеждают перечислить деньги на "специальный счёт", чтобы "поймать с поличным" нечистоплотных сотрудников банка.
5. Мошенники под видом банковских сотрудников обзванивают граждан и предлагают оформить кредитные и дебетовые карты "на выгодных условиях". Задача аферистов — выведать персональные данные, в том числе информацию об имеющихся кредитках. Получив базовые сведения, преступник передаёт клиента подельнику, который "закрепляет успех" и стремится опустошить ваши счета.
6. Маскируются под ваших родственников. Наиболее эффективный способ — воздействовать на чувства и эмоции. Для спасения близкого человека, якобы попавшего в неприятности, просят деньги на лекарства или выкуп.
7. Продают товары и услуги ниже рыночной стоимости. Чаще всего это происходит на "Авито". Дельцы выставляют дешёвые машины или технику. Покупателей, клюнувших на приманку, просят перевести залог, чтобы снять объявление с продажи.
8. Мошенники стали использовать безадресную рекламу, адресуя широкой аудитории призыв наподобие "Зарабатывай с нами!". Раньше лжепоставщики финансовых услуг обозначали, какой именно продукт поможет разбогатеть. Теперь они просто играют на стремлении разжиться деньгами, оставляя способ за кадром.
9. Мошенники создают фишинговые сайты — страницы с дизайном, похожим на официальный ресурс известного банка — или desktop-версию мобильного приложения. Как отличить обман? При малейшем подозрении стоит обратить внимание на имя сайта в адресной строке — вероятно, оно будет незначительно отличаться от настоящего. Кроме того, фишинговые страницы просят пользователей совершить дополнительные действия: установить программу или плагин, ввести код из SMS или предоставить данные карты.
10. Набирает популярность схема мошенничества в Telegram. Злоумышленники предлагают заплатить вам за рекламу в вашем канале. На последнем этапе переговоров они предлагают скачать архивный файл якобы с презентацией продукта. На самом деле это вредоносная программа, отбирающая управление аккаунтами и передающая данные злоумышленнику.
Мошенники также начали шантажировать пользователей Telegram, используя собранную ботами информацию. Один из источников информации — сервис MailSearchBot. Изначально его создавали для проверки украденных паролей. Злоумышленники вымогают деньги, угрожая взломать ваш аккаунт или раскрыть данные друзьям, родственникам и коллегам.
11. Мошенники предлагают оперативно получить информацию о кредитных историях. Клиент платит за услугу 299 рублей, но ничего не получает за свои деньги. Иногда преступники используют персональные данные для доступа к вашим счетам.
12. Получив сомнительные сообщения от неизвестных пользователей в Viber, SMS или е-mail, не стоит вступать в переписку, переходить по неизвестным ссылкам или пытаться перезвонить. Мы настоятельно рекомендуем заблокировать этот номер и сообщать о таких рассылках в службу поддержки Viber и операторов.
13. Злоумышленники стали звонить в банки и запрашивать от имени Росфинмониторинга персональные данные клиентов, в том числе информацию о паспорте и банковских картах, а также адреса электронной почты. От имени ведомства мошенники рассылают вредоносные программы.
Как заключённые проносят в камеры телефоны, "Клопс" рассказал замначальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Калининградской области Дмитрий Князев.