17:13

12-летняя девочка из Балтийска попала в реанимацию из-за внезапно проявившегося диабета

  1. Статьи

По словам главврача ДОБ Александра Малярова, в регионе значительно чаще стали диагностировать сахарный диабет у детей. "Клопс" выслушал отца такого ребёнка и взял комментарии у эндокринолога и руководителя лагеря для ребят-диабетиков.

"Мы не ждали никакого диабета"

На прошлой неделе 12-летняя дочка жителя Балтийска Сергея Дустина попала в реанимацию. Анюта вдруг начала много пить, её тошнило. Родители подумали, что девочка чем-то отравилась, давали активированный уголь. Когда стало совсем плохо, мама вызвала скорую. Проверили сахар — уровень критический, около 30.

Мы совсем не ждали никакого диабета. Мне даже в голову не могло прийти, что это возможно. В роду диабетиков нет ни у меня, ни у супруги. Врачи объяснили, что какой-то сбой произошёл в организме, что угодно могло послужить триггером", — говорит Сергей.

В больницу девочку положили вместе с мамой. "Я воспринял ситуацию так, что мой ребёнок в шаге от смерти. Я боялся, что мы её потеряем", — описывает Сергей свои чувства.

12-летняя девочка из Балтийска попала в реанимацию из-за внезапно проявившегося диабета  - Новости Калининграда | Фото предоставил Сергей Дустин
Фото предоставил Сергей Дустин

На днях в Калининграде прошёл семинар для родителей детей-диабетиков. Сергей съездил туда и немного успокоился.

Я услышал истории людей, которые давно с этим живут. У меня появилось понимание и ясность, что это на самом деле не конец света. Просто появятся определённые ограничения и правила. Нужно будет подкалывать инсулин и следить за уровнем сахара. Это история больше про психологию, чтобы ребёнок не чувствовал себя каким-то не таким".

Аню перевели из реанимации в обычную палату. Девочка рисует, и "вроде голос у неё получше" — говорит отец. 

Я сначала запаниковал, я человек небогатый и ждал, что предстоят большие расходы. Сейчас выясняется, что государство выделит что-то. Я чувствую сейчас большую поддержку и знаю: что бы ни случилось, мы справимся".

12-летняя девочка из Балтийска попала в реанимацию из-за внезапно проявившегося диабета  - Новости Калининграда | Фото предоставил Сергей Дустин
Фото предоставил Сергей Дустин

Несколько вопросов врачу 

Главный внештатный детский эндокринолог Калининградской области, кандидат медицинских наук Юлия Бойко рассказала, что нужно знать родителям.

— Чем отличаются первый и второй тип диабета? 

— Первый тип — это аутоимунный сахарный диабет. В бета-клетках (одна из разновидностей клеток эндокринной части поджелудочной железы — ред.) прекращается продукция инсулина, они разрушаются. Это всегда инсулинозависимый диабет. Такой тип чаще всего бывает в детском возрасте и у взрослых до 40 лет. 

Второй тип диабета — это когда у человека нет разрушения бета-клеток. Инсулин вырабатывается нормально, но он не работает на уровне периферических клеток. Чаще всего такой тип диабета бывает после 40 лет и преимущественно у лиц с ожирением. У детей он встречается крайне редко.

— Почему дети заболевают диабетом? 

— Люди болеют аутоимунными заболеваниями в любом возрасте. Роль в их манифестации (проявлении  — ред.) играют вирусы. Они попадают в организм и активируют особый ген, который отвечает за аутоимунные заболевания. Такой ген есть у каждого человека. В нём есть определённые антигены, в зависимости от их набора у человека возникает то или иное заболевание. У кого есть набор диабетогенных антигенов, у того развивается диабет. Аутоимунный процесс может годами проходить без симптомов. И в один прекрасный день стресс или травма могут привести к манифестации болезни. 

Что касается именно поджелудочной железы и диабета, считается, что когда разрушилось более 80% бета-клеток и осталось мало инсулина, только тогда появляются первые симптомы. Условно, ребёнок мог переболеть вирусом гриппа в два года, а заболеть диабетом в пять лет.

— Есть стереотип, что диабетом заболевают дети, которые едят много сладкого, дети с лишним весом. Это так? 

— Первый тип сахарного диабета никакие сладости не провоцируют. Может, народ так говорит, потому что первые признаки — это высокий сахар в крови. Если при этом ребёнок ест много сахара, то это приводит к острому состоянию. Не сама сладость вызывает диабет.

Во втором типе, если дети едят много сладкого, у них развивается ожирение и повышается риск заболеть диабетом. Если родители болеют вторым типом диабета, у него есть риск заболеть.

— Передаётся ли диабет по наследству?

— У каждого человека есть этот ген, от родителей он передаётся к детям. Они его получат, но заболеют они или нет, зависит от того, какими вирусами они будут болеть и насколько серьёзно, какой уровень иммунитета, уровень витамина Д.

Передаётся по наследству предрасположенность к сахарному диабету первого типа. Если болен отец, то вероятность ребёнку заболеть больше, чем когда больна мать. Может быть и так, что у мамы и папы диабет, а у ребёнка его не будет.

— Почему в регионе растёт количество случаев детского сахарного диабета?

— Рост есть во всём мире. Это связывают с определёнными вирусами и инфекциями. Ещё одна теория — недостаточность витамина D.

— Существует ли профилактика сахарного диабета?

— Профилактика — это вакцинации. Детей надо прививать, чтобы они не переносили вирусы в тяжёлой форме. Каждый вирус может вызвать активацию аутоимунного заболевания у тех, у кого есть к этому предрасположенность. И сезонные вакцинации очень важны. Это и прививки против гриппа, и — сейчас актуально — против коронавируса.

12-летняя девочка из Балтийска попала в реанимацию из-за внезапно проявившегося диабета  - Новости Калининграда | Фото: Анастасия Гончарова
Фото: Анастасия Гончарова

Что делать родителям?

Создатель лагеря Fox Camp в Калининграде Татьяна Михайлова рассказала, как меняется жизнь родных ребёнка с диабетом.

— Должна ли вообще семья перестроить свою жизнь?

— Глобально менять ничего не нужно, но в первую очередь надо научиться считать "хлебные единицы", чтобы помочь ребёнку ввести правильную дозу инсулина. 10-12 углеводов — это одна хлебная единица. В интернете есть много подсказок.

— Нужно ли всем менять питание?

— Питание должно быть сбалансировано, чтобы ребёнок мог полноценно развиваться. Отделы в магазинах для диабетиков — чаще всего маркетинговый ход. Там может не быть сахара, но, например, будет фруктоза. По нашему опыту и опыту многих родителей, все как питались, так и питаются. Единственное, нужно мониторить уровень сахара не менее шести раз в день: до еды, после еды. Без глюкометра не обойдёшься.

— А если в семье двое детей, один из них с диабетом? Как справляться, если они просят конфеты. Одному давать, а второму — нет?

— Это самый тяжёлый момент. Лучше поменьше дать обоим. Мы тоже прошли через этап, когда убрали всё печенье и сахар, попрятали. Ничего из этого не вышло: дети всё равно находят. Лучше научить ребёнка контролировать сахар. Пусть кушает всё и живёт полноценной жизнью. Стоит просто помнить, что есть особенность.

— Насколько детям с диабетом тяжело вписаться в привычный социум: обедать в школьной столовой, поехать в лагерь, сходить на день рождения, где будет большой торт?

— Нашему ребёнку было тяжело, когда он только заболел. Самая главная трудность — это мерить сахар и уколоть инсулин. Но у него это было недолго. Адаптация зависит от взрослых. Если мы будем охать и ахать, отбирать любое печенье, ни к чему хорошему это не приведёт. Детям дальше жить, не будут они всегда с мамой и папой. Ребёнок должен приспосабливаться, а мы —помогать и корректировать.

— Что бесплатно выдаёт государство, а на что придётся тратиться семье? К каким расходам готовиться?

—  Государство платит детям-инвалидам пенсию, около 14 тысяч рублей в месяц. Есть льготы по ЖКХ. В нашем регионе мы всем обеспечены. Дают инсулин в ручках, расходники выдают, полоски для глюкометра, иголки для ручек. Сами покупаем систему суточного мониторинга — либру, которая ставится на плечо. Она стоит порядка девяти тысяч на месяц. Иногда докупаем инсулин — бывает, не хватает. 

В 12 лет Данила внезапно заболел диабетом. Бабушка Татьяна Михайлова и мама Анастасия Гончарова рассказали "Клопс", насколько коварна эта болезнь.