11:38

"Бизнес умер, к сожалению": калининградские рестораторы и турфирмы — о ситуации на рынке

  1. Статьи
"Бизнес умер, к сожалению":  калининградские рестораторы и турфирмы — о ситуации на рынке - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Пандемия коронавируса ударила по многим отраслям бизнеса. Одними из первых пострадали рестораны и туроператоры. В интервью “Клопс” представители этих сфер рассказали о ситуации. Свою оценку дал и глава регионального минкульттуризма Андрей Ермак.

Обрушение рынка

В заведениях общепита выручка рухнула на 80-90%. У организаторов отдыха работа остановилась полностью.  Кафе и рестораны, которые успели наладить доставку, сохранили около 10% прежних показателей, отметил гендиректор Britannica Project Максим Здрадовский. 

"У тех, кто работает на доставку, падение достигло 85-90%. Доставка даёт сегодня 15% от нормальной выручки. Тем, у кого доставка была развита, ещё более-менее. Кто начал с нуля в один день — вообще никаких шансов”, — озвучил ситуацию ресторатор, добавив, что общепиту следует организовать развоз еды, чтобы не потерять клиентов.

Текущая ситуация на рынке уникальна, подчёркивают предприниматели. 

"На мой взгляд, то, что сейчас происходит — второй раз на земном шаре. Первым был сентябрь 2001-го, когда атаки террористические в США произошли. Они изменили жизнь людей абсолютно.  Сейчас происходит вторая общеполагающая ситуация, которая изменит жизненную парадигму. Мы никогда не вернёмся к тому, что было. Какими мы будем — пока вопрос”, — высказал мнение совладелец “Балтийских ресторанов” (“Картофан”, “Лондон”) Владимир Кацман.

Первыми под удар попали туристические компании. Из-за ограничения передвижения между странами калининградцы и потенциальные гости региона стали сразу отказываться от поездок. 

“Бизнес умер, к сожалению. Мы надеемся, что эта смерть временная. Реально тяжело всем нам. Мы были, как Брестская крепость — пали первыми. У нас падение 100%”, — признался учредитель ООО “Балтма Турс” Михаил Друтман.

Главный актив

Основа успешной работы в этой сфере — хорошие кадры, говорят бизнесмены. В текущих условиях содержать штат, не имея прибыли, невозможно. Приходится устраивать сотрудников на другие должности, либо отправлять в отпуска.

“У нас сидит человек из компании, обзванивает все вакансии и пытается ребят хороших устраивать. Потом мы их всех будем собирать. Но важно сейчас не оставить голодными. Сейчас живём короткими периодами — на месяц планируем”, — пояснил Максим Здрадовский.

На фото: Максим Здрадовский | Архив "Клопс"
На фото: Максим Здрадовский. Архив "Клопс"

С ним согласен и Михаил Друтман:  "Персонал — самое дорогое, что мы нажили"

“Великое горе коснулось всех, не зависит от того, малые или большие. Ну, может, мы сможем зарплату заплатить на месяц больше, есть небольшая жировая прослойка. Но крупная компания — крупные расходы. Работаем удалённо. Идёт текущая работа — большие аннуляции, изменения, сдачи. Огромная работа, которая не приносит ни копейки — одни только расходы. Но психологически людям легче”, — заметил бизнесмен.

В нынешних условиях часть сотрудников Владимира Кацмана трудоустроили на его предприятие “Фабрика кухни” по приготовлению готовых блюд. Менять работу захотели не все: так можно понять, кто настроен серьёзно продолжать трудиться в компании — добавил бизнесмен.

"Бизнес умер, к сожалению":  калининградские рестораторы и турфирмы — о ситуации на рынке - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Стратегии и перспективы

“Прогнозы строить очень тяжко. Мы едем в машине в очень плотном тумане и дальше метра не видим — видим на месяц вперёд. Но мой прогноз  позитивный — к июлю всё это закончится и начнётся более-менее медленное восстановление. к концу года всё восстановится”, — говорит Максим Здрадовский.

В негативном варианте развития событий может прийти вторая волна инфекции и рестораны будут попеременно то открываться, то закрываться, считает предприниматель. Здрадовский советует всем, кто имеет своё дело, не опускать руки и не паниковать. 

“К сожалению, Калининград в плане малого бизнеса очень активен, в Калининграде малый бизнес очень сильный. Мой прогноз, что 30% малого бизнеса в Калининграде закроется”, — озвучил ресторатор.

“Учебники по бизнесу предлагают в кризис проводить укрупнение. Во времена кризисов идут сделки-поглощения либо объединение бизнеса. Я акционер двух предприятий — “Пресса” и “Балтийские рестораны”. То, что я сразу решил сделать — объединить эти форматы. Партнёры согласились”, — поделился стратегией Кацман. Сейчас вместе со свежими газетами можно приобрести готовую еду или полуфабрикаты.

Сложнее всего приходится туристической отрасли, работа которой сейчас полностью парализована. Когда стартует новый сезон, неизвестно, туристы, которые могли бы приехать в область по электронной визе, сняли бронь, а гости из других регионов России пока не спешат планировать отдых. 

“Нет той деятельности, которая существует. Сейчас пытаемся закончить то, что долгие годы не могли. Например, ведем модернизацию сайта, надеюсь, он нам пригодится”, — добавил Михаил Друтман.

Меры поддержки

Предлагаемую сейчас помощь предприниматели пока воспринимают неоднозначно: даже льготные кредиты необходимо отдавать, а в ближайшей перспективе денег на это может не быть.

“Мы в банки пошли во все. Хотя, честно говоря, предложенная программа брать кредит на зарплату — это такое самоубийство отложенное. Потому что когда всё будет восстанавливаться, а рано или поздно рынок будет восстанавливаться, он будет в таком низком уровне, что мы будем работать полгода с нулевой прибылью. И с нулей отдавать кредиты будет очень тяжело", — высказал мнение Максим Здрадовский.

По мнению Михаила Друтмана, льготные кредиты не помогут пострадавшим отраслям: нужна помощь в компенсации затрат на оклады персоналу по аналогии с зарубежными странами, а также введение рассрочек и налоговые льготы, обещанные предпринимателям. 

“Помощь, которую объявили — мы можем брать кредит под 0% годовых. Первая часть звучит великолепно. Никогда ещё в России такого не было, чтобы банки давали деньги под 0%. Вторая часть — кредит. Власти успокаивают: никто с ножом у горла сразу забирать не будет. Но я вынужден буду выстраивать финансовую политику компании так, чтобы выплачивать эти кредиты”, — акцентирует внимание Владимир Кацман.

"Бизнес умер, к сожалению":  калининградские рестораторы и турфирмы — о ситуации на рынке - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Как раньше уже не будет

Бизнесмены единогласно утверждают: возврата к прежней модели рынка и образу ведения дел после нынешнего кризиса не будет. 

“Нас не убьёт вирус, кризис, евро, нефть. Нас убьёт сильное падение потребительского спроса. Сейчас надо вливать деньги в людей, запретить покидать квартиры, сохранить выплаты, приостановить коммунальные платежи, помочь нам дать им зарплаты. Потому что когда всё откроется — у людей будет шок. Они ринутся копить и экономить на чёрный день. А если у людей будут деньги и они станут их тратить — предприниматели найдут, чем заниматься”, — объяснил ресторатор.

Кацман добавил, что существует ряд смежных с ресторанной отраслью специализаций, которые будут вынуждены уйти с рынка в случае обвала этого сектора.

“Изменится модель потребительского поведения”, — подчёркивает Кацман.

В последнюю очередь люди вернутся к путешествиям, уверен Михаил Друтман. “Мы первые упали и нам будет сложнее встать с колен. Люди отряхнутся и не будут сразу же думать о путешествиях. Сейчас у нас никто не думает о курсе евро и доллара. Но путешествия завязаны на это”, — обратил внимание бизнсемен.

“Выживут не все”

Трудность текущего момента подчёркивает и глава минкульттуризма региона Андрей Ермак. Это “...абсолютно уникальная ситуация, радикально отличающаяся от 2014-го, 2008-го и предыдущих лет. Потому что отрасль гостеприимства в кризисе везде, по всему миру. Раньше можно было какие-то продукты раньше заместить. Сейчас это невозможно сделать. Предпринимателям приходится действовать в условиях крайней неочевидности”, — подчеркнул чиновник.

"Бизнес умер, к сожалению":  калининградские рестораторы и турфирмы — о ситуации на рынке - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Сегодня ни у кого нет уверенности в том, что ограничения снимут в конкретную дату и рынок сможет начать работу. У некоторые бизнесмены испытывают депрессивные настроения.

“Часть смирилась с тем, что придётся уйти с рынка — это как во время ядерного взрыва накрыться простыней и ползти к кладбищу. Некоторые оптимистично настроены, дистанционно работают с партнёрами. По общему мнению, всё закончится 1 июня. До этой даты действуют ограничения по работе отелей. Потом компании готовятся выйти на рынок. Знаю несколько фирм калининградских, они заняты — работают по бронированию лета в Калининграде”, — рассказал министр.

В то же время большинство бизнесменов занимают выжидательную позицию, не останавливая деятельность, а продолжая её “на медленном огне”.

“Когда вы собрались бежать 100 метров, глупо находиться на самоизоляции в прямом и переносном смысле и, ничего не делая, думать, что сможете добежать. Надо тренироваться, конечно, и в бизнесе то же самое”, — призвал Андрей Ермак.

Как только действующие ограничения снимут, министерство будет готово запустить промо для привлечения туристов в область, пообещал чиновник. Приморские города уже получили средства на благоустройство пляжей. Однако в сезон могут не вернуться некоторые фирмы.

“Всем выжить, безусловно, не удастся. Потому что часть компаний, которая не готова была к такому резкому изменению, они, к большому сожалению, с рынка уйдут. Они могут вернуться к работе через два-три месяца после нормализации ситуации. Туристическая отрасль тем и интересна: она, что называется, быстро схлопывается и так же быстро, как птица Феникс, возрождается", — пояснил Ермак.

Нужно активизировать внутренний туризм, считают эксперты. Международные связи будут восстанавливаться намного медленнее. Продержаться до начала сезона призваны льготы, но некоторые из них ещё не действуют. 

“Многие меры поддержки начнут работать с 15 апреля. Кому-то они подходят, кому-то нет. Как минимум они кому-то интересны”, — озвучил настроения бизнеса министр.

В текущей ситуации предприниматели считают, что им надо помогать друг другу, чтобы остаться на рынке. Калининградские рестораторы устроили флешмоб, в котором заказывают блюда из других заведений, поддерживая их службу доставки.