Бывший муж жительницы Балтийска признался, что бьёт бывшую жену, и попытался объяснить причины такого поведения. Корреспондент "Клопс" поговорил с Иваном (имя изменено) по телефону в пятницу, 14 февраля.
Публикуем дословный диалог с мужчиной.
"— Можете прокомментировать свои действия в отношении бывшей жены?
— Нет. У меня нет общения с бывшей супругой.
— У меня другая информация: есть ряд обращений в полицию, есть медицинские документы о побоях, свидетельские показания о том, что вы её избили...
— Не отрицаю, было такое.
— А зачем вы это сделали?
— Врёт.
— В смысле? Это ваша бывшая жена. Она вам что-то должна?
— Насколько она мне бывшая?
— Ну вы ведь давно в разводе.
— Да.
— А что вы тогда от неё хотите?
— Ничего.
— А почему вы так поступаете по отношению к ней и своему ребёнку?
— К ребёнку? Ребёнок — это самое святое что у меня есть.
— Но тем не менее, после того как вы били жену на глазах дочери, ребёнок вынужден сейчас посещать психиатра и психолога…
— (вздыхает) Ольга Батьковна, скажите мне, вы любили когда-нибудь?
— Я не собираюсь с вами об этом разговаривать. Я считаю, что то, что вы делаете — это преступление. Не знаю, как квалифицирует это полиция, но моё мнение такое.
— А в чём моё преступление?
— Как минимум в том, что вы её избили на глазах дочери.
— Лещей дал, да, согласен. А не то, что она рассказывает вам. Я за это наказан, поверьте мне…
— Ну пока ещё нет, насколько я знаю.
— Плохо знаете…
— А что я не знаю? Уже есть решение суда?
— Да, это нанесение побоев…
— Вы вообще могли бы объяснить, зачем вы преследуете бывшую жену?
— Я её не преследую.
— А как это называется?
— В чём?
— Десятки звонков в день, вы приезжаете, караулите её, избиваете, звоните её родственникам. Это как называется?
— Это не преследование.
— А что это?
— Любовь.
— А зачем бьёте, если любите? Вы давно в разводе, живёте с другой женщиной, вы что не в состоянии объясниться с бывшей женой словами?
— А вы слышали, что она мне ответила?
— А какое это имеет значение? Она же не била вас?
— Ольга, вы сейчас меня провоцируете на какую-то откровенность…
— Я задаю вам вопросы, и если вы не хотите комментировать свои действия, то можете это не делать.
— Я не отрицаю, я как поступил, так и поступил. И я за это уже ответил, поверьте мне, уже ответил.
— Заявление в полиции, и пока вы за это не ответили. Вы хотите сказать, что вы бьёте бывшую жену, потому что вы её любите?
— (пауза, тяжёлый вздох) Нет, уже не люблю…"
Позднее Иван позвонил сам и пояснил, что бил бывшую жену из-за того, что она якобы "водит в квартиру мужчин". По его мнению, жена не должна это делать, так как квартира принадлежит ребёнку.
Сама Алёна рассказала, что после разговора с журналистом экс-супруг устроил ей скандал по телефону, обвинив женщину в том, что она "натравила на него СМИ". Всё это время мужчина продолжает звонить Алёне и её родным. Женщине приходится отвечать, чтобы бывший супруг не приехал.
"Несколько раз в день он, пьяный, звонит мне и сестре. Его номер телефона заблокирован, но оповещения о том, что он звонил, всё равно приходят. Порой я вынуждена отвечать, чтобы понять, где он находится и не собирается ли приехать. Он также звонит дочери. Из-за его действий пошатнулось здоровье и ребёнка, и моей мамы. Мама преподаёт в школе русский язык и литературу. На днях у неё прямо во время экзамена подскочило давление и пошла носом кровь. Дочке потребовался курс психологической помощи. Я после избиения до сих пор на больничном. Последние дни мы с дочкой живём у сестры, так как боимся ехать домой. Вчера позвонили соседи, сказали что видели бывшего в Дивном. Я боюсь за сохранность квартиры и машины — позвонила участковому в Балтийске, попросила его выяснить, где находится мой бывший муж, и сообщить мне об этом. Полицейский пообещал перезвонить, но на связь так и не вышел и на мои звонки не отвечал. В полиции мне пообещали помощь и защиту в любое время, но мы всё так же опасаемся за нашу безопасность", — рассказала Алёна.
Как по закону?
Адвокат Антон Самоха прокомментировал ситуацию:
"Я рекомендую Алёне получить заключение экспертизы по побоям в бюро судебно-медицинской экспертизы на ул. Киевской. Если она пробудет на больничном 21 день в связи с сотрясением головного мозга, то действия её бывшего мужа можно квалифицировать по ст. 115 УК РФ как причинение лёгкого вреда здоровью.
Если действия экс-супруга полиция всё же расценит как побои по ст.6.1.1 КоАП, то я не советую Алёне забирать заявление, даже если они примирятся. В течение года его рукоприкладство уже будет расцениваться по уголовной статье 116.1 ("Побои"). Судя по рассказам Алёны, её бывшего супруга можно привлечь и по ст. 167 УК РФ ("Умышленное повреждение имущества").
Чтобы добиться наказания, я советую Алёне по каждому факту применения физической силы, оскорблений, порчи имущества писать заявление в полицию и регистрировать его. По возможности делать фото- и видеофиксацию происходящего, собирать справки от врачей, полученные ею, её ребёнком и другими родственниками в связи с данной ситуацией. Привлекать как можно больше очевидцев. Чем больше в полиции будет собрано фактов о злодеяниях, тем больше шансов привлечь его к уголовной ответственности.
К сожалению, в России невозможно через суд запретить злоумышленнику приближаться к жертве. Ввести понятие "запретительный ордер" сейчас предлагают те, кто продвигает закон о домашнем насилии. Однако есть случаи, когда женщины выигрывали дела в Европейском суде по правам человека и получали компенсацию за то, что Россия неспособна остановить преследователей. 9 июля 2019 года ЕСПЧ вынес решение о компенсации в 25 000 евро. Истица три года жаловалась в полицию по поводу преследований со стороны бывшего мужа. С 2016 года он избивал её, унижал, вывозил в другой регион, резал тормозные шланги автомобиля. Всё это время в возбуждении уголовных дел отказывали".