Какие ожидания были у профессионалов от нынешнего лета, с какими вызовами и ограничениями пришлось столкнуться? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Туристический сезон лета — 2025: надежды и реальность» в рамках проекта «Клопс. Эксперты».
Туристы едут, но есть ли возможности принять?
В вопросе, сбылись ли прогнозы на сезон, участники дискуссии сошлись: поток туристов в регион вырос.
«При всей эксклавности Калининградской области надо признать, проблем с туристами нет, скорее предложения на рынке стало больше. Отрасль последние годы росла. Это создало избыточное предложение. Но сейчас рост прекратился. В ближайшие годы наш рынок ждет корректировка, — считает руководитель туроператора «Теплолайв» Константин Аверин. — Полетал по стране, посмотрел, как туроператоры выживают без внешнего потока, возят из Ижевска в Воткинск. Это другая специфика — там местные операторы работают на местного жителя. У нас не так. [...] Когда разлилась нефть, все подумали: куда ехать, кроме Балтики? А на выставках туристическим рублём пытаются завладеть все. Вдруг Меккой стала Тюмень с термальными источниками, девочки в халатах на каждой выставке зазывают в Тюмень. У жителя Екатеринбурга или Омска выбор: 40 тысяч на перелёт в Калининград или 4,5 тысячи на бензин на своей машине в Тюмень.
Наше главное преимущество — море. 90% населения России живут в нескольких часах лёта от моря.
Это нас и спасает. Но с другой стороны, море и погода — главный конкурент экскурсовода. Если хорошая погода, туры отменяются — все едут на побережье».
Мы себя во многом переоценили, считают участники круглого стола. Турбизнес ограничен возможностями полётных программ и инфраструктурой области, отрасли не хватает системного анализа рынка.
«Если посмотреть, сколько на круг выходит путешествие в Калининград из города-миллионника, не Москвы, мы по цене уже ближе к Турции. На поездку в Калининград семья из Санкт-Петербурга из четырёх человек только на билеты потратит больше 80 тысяч. В Карелию — два бака бензина. Мы деньги из туристов вытряхиваем в перелёте, дальше они начинают экономить на жилье, питании, экскурсиях», — пояснил Константин Аверин.
Ситуация в гостиничном бизнесе
«Мы переоценили свои ресурсы, свою концепцию пяти морей. И стали менее доступные для большинства туристов. С таким большим количеством вводимых в эксплуатацию апартаментов отелям всё сложнее держать высокую стоимость. В перспективе нас ждёт снижение средней стоимости номера, — считает основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина. — Сейчас в Калининградской области запланирована реализация огромного количества отелей, апарт-отелей. Страшно получить безликий и однородный номерной фонд. Как всё это будет функционировать при отсутствии человеческого ресурса? Пора говорить о программе переселении в регион работоспособных молодых людей, может, через открытие более доступных по стоимости филиалов популярных вузов».
«Туризм — это системная история»
Как считает пресс-атташе «Калининград Сити Джаз» Светлана Колбанёва, самый большой плюс нашего региона в том, что «на маленькой территории сконцентрировано много всего»: «Надо посмотреть и проанализировать, что именно мы продвигаем, где перекос, не слишком ли мы заигрались с замками, может быть, стоит больше внимания уделить северо-востоку области, больше раскручивать. Туризм — это системная история, причём долгоиграющая, нацеленная на перспективное развитие».
По словам главы регионального «Союза экскурсоводов» Виктории Корневой, некоторые объекты уже перегружены — даже на востоке области: «Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель» недавно писал пост: вход только для групп по предварительной записи. Замки открылись, а в Тапиау уже овербукинг: туристов больше, чем может принять объект».
Константин Аверин уверен: «Туризм — это круто, это сервисная цепочка. Он становится опорой местной экономики. Наш регион благоустроен в разы лучше, чем любой город-миллионник: Омск, Пермь, Самара.
Главное — объяснить местным, что они тоже могут зарабатывать на туристах».
С коллегой согласна Светлана Колбанёва: «Наш фестивальный опыт, конечно, не сравнить с крупными городами. Доля интернет-покупок билетов из городов прямого авиасообщения растёт. По социальным сетям видим реакцию на культурные события в Калининградской области от приезжих.
Надо честно признаться, очень важная категория туристов — это сами калининградцы.
Неправильно делать мероприятия в расчёте только на туристов, будь то фестиваль культуры викингов, фильмов или музыки. Прежде всего в регионе должно быть интересно жить своим, местным, и они должны быть целевой аудиторией событийного календаря. Вот это важно. И весь восток, между прочим, с кем ни поговори, все как раз и нацелены на приём именно местных».
«Важная часть рынка — внутренний трафик туристов, жители Калининградской области. Он даёт нам некую стабильность, частоту визита и событийность: посещения в дни рождения, визит друзей, родственников из других регионов. Завтра они приведут в гостиницу или ресторан новых гостей, — считает Наталья Рольбина. — В любой гостинице есть корпоративные клиенты, размещаем их по корпоративному тарифу, даём большие скидки, почему не предоставить? Да, наверно, в моменте меньше заработаем, но в долгосрочной перспективе это наши амбассадоры, обеспечивающие стабильный поток. На самом деле, это вопрос, конечно, финмодели и финпланирования, что лучше — простоять гостинице с низкой загрузкой или генерировать трафик и зарабатывать на дополнительных услугах: ресторане, спа?»
Об инфраструктуре
Эксперты говорят, инфраструктура в регионе развивается: строятся парковочные места, обустраиваются санитарные зоны, но мест, где всё это необходимо, в области ещё много.
Говоря о востоке области, Виктория Корнева отметила: «Есть и проблемные зоны. Виштынецкое озеро: сделали территорию парка, вроде бы закрыли для массового посещения. Народ туда всё равно едет, одно из раскрученных направлений. На общественной парковке биотуалеты отпугивают туристов».
О команде профессиональных экскурсоводов
Член комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Светлана Мержвинская напомнила, что с 1 сентября 2025 года оказание экскурсионных услуг неаттестованным экскурсоводом или гидом-переводчиком повлечёт предупреждение или штраф. Контролирует эту сферу министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области.
«Туркомпании активно привлекали будущих профессионалов к практике «в полях», — говорит эксперт. — 26 марта Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, дающий возможность студентам и учащимся СПО профильных туристических специальностей работать гидами и экскурсоводами. Однако им также будет необходимо пройти промежуточную аттестацию. Регламент в нашем регионе пока не разработан. В Калининградской области аттестованы 407 экскурсоводов.
Этот туристический сезон мы отработаем, потому что проверки не будут систематическими.
Полагаю, что в окончании сезона, который традиционно приурочен ко Всемирному дню туризма, нам всем следует исправлять недоработки, а это и разработка договора с потребителем экскурсионных услуг, и исполнение законодательства по персональным данным. Уверена, что к осени увидим ещё несколько изменений к отраслевому Федеральному закону. В частности, возможно изменение определения «туристский продукт» в отношении сферы внутреннего туризма».
После ситуации на Чёрном море
Участники круглого стола не могли не упомянуть ситуацию с разливом нефти. По всей стране туристы отменяли брони, а турагенты ждали перераспределения спроса и готовились к приёму отдыхающих. И... делали выводы на будущее.
По словам Светланы Мержвинской, то «с какими трудностями столкнулись, как развиваем регион — заслуживает внимания и анализа»: «К примеру, в этом году у туроператоров были проблемы с бронированием билетов и мест в отелях, сложность с формированием организованных туров и групповых броней. Определённый коллапс у турфирм и самих туристов случился после разлития нефти в Крыму, люди начали искать другое море, место для летнего отдыха».
Номера бронировали уже в конце прошлого года натужно. Потом ситуация с закрытием пляжей на Чёрном море.
В итоге наш турпродукт получился дороже, чем хотелось бы, — поддержал тему Константин Аверин. — В пределы аэропорта мы упёрлись практически ещё в прошлом году. Ясно было, что много людей не приедет, но ажиотаж будет. Спрос при динамическом ценообразовании на перелёты приводит к тому, что повышается стоимость. Интересно, что прирост пришёлся на нетуристические месяцы — первую половину года. Сейчас, надеюсь, мы в стагнации. Цифры посмотрим по итогам лета».
Эксперты сходят во мнении, что нужно планировать следующий сезон после того, как будут проанализированы итоги нынешнего. «Надо понять, что дальше, как мы наш регион будем позиционировать: за счёт фестивалей или маршрутов из обязательных к посещению мест», — считает Светлана Мержвинская.
«Доходы падают, экономика замедляется. В 2008 году поездки за границу упали на 25–30%, , — подчеркнул Константин Аверин. — Мы страдаем не от того, что у нас погода плохая вдруг стала летом, до нас сложно добраться и стоимость перелётов дорогая, общий новостной фон.
Это не турист стал плохой, это денег у людей стало меньше»
Наталья Рольбина отметила, чем ещё можно привлечь гостей: «Надо реализовывать качественные проекты: отели со спа, предлагать туристам антивозрастные и оздоровительные программы. Это даст спрос в межсезонье».
Светлана Колбанёва уверена, что «мы в регионе можем брать экономикой мозгов, а не только промышленностью»: «Всё ещё боимся признать, что в некоторых регионах туризм и сервисные сферы становятся несущей опорой экономики. У нас это возможно».
Виктория Корнева ещё раз акцентировала внимание на важности диалога с местными жителями, которым нужно «разъяснять, какие объекты планируется строить и ремонтировать, какое направление развивать».