18:34

«Мы по цене уже ближе к Турции»: чем привлекает туристов Калининградская область и что ждёт впереди

  1. Туризм

Какие ожидания были у профессионалов от нынешнего лета, с какими вызовами и ограничениями пришлось столкнуться? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Туристический сезон лета — 2025: надежды и реальность» в рамках проекта «Клопс. Эксперты».

«Мы по цене уже ближе к Турции»: чем привлекает туристов Калининградская область и что ждёт впереди - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Туристы едут, но есть ли возможности принять?

В вопросе, сбылись ли прогнозы на сезон, участники дискуссии сошлись: поток туристов в регион вырос.

«При всей эксклавности Калининградской области надо признать, проблем с туристами нет, скорее предложения на рынке стало больше. Отрасль последние годы росла. Это создало избыточное предложение. Но сейчас рост прекратился. В ближайшие годы наш рынок ждет корректировка, — считает руководитель туроператора «Теплолайв» Константин Аверин. — Полетал по стране, посмотрел, как туроператоры выживают без внешнего потока, возят из Ижевска в Воткинск. Это другая специфика —  там местные операторы работают на местного жителя. У нас не так. [...] Когда разлилась нефть, все подумали: куда ехать, кроме Балтики? А на выставках туристическим рублём пытаются завладеть все. Вдруг Меккой стала Тюмень с термальными источниками, девочки в халатах на каждой выставке зазывают в Тюмень. У жителя Екатеринбурга или Омска выбор: 40 тысяч на перелёт в Калининград или 4,5 тысячи на бензин на своей машине в Тюмень. 

Наше главное преимущество — море. 90% населения России живут в нескольких часах лёта от моря. 

Это нас и спасает. Но с другой стороны, море и погода — главный конкурент экскурсовода. Если хорошая погода, туры отменяются — все едут на побережье».

Константин Аверин   | Фото: Александр Подгорчук
Константин Аверин. Фото: Александр Подгорчук

Мы себя во многом переоценили, считают участники круглого стола. Турбизнес ограничен возможностями полётных программ и инфраструктурой области, отрасли не хватает системного анализа рынка. 

«Если посмотреть, сколько на круг выходит путешествие в Калининград из города-миллионника, не Москвы, мы по цене уже ближе к Турции. На поездку в Калининград семья из Санкт-Петербурга из четырёх человек только на билеты потратит больше 80 тысяч. В Карелию — два бака бензина. Мы деньги из туристов вытряхиваем в перелёте, дальше они начинают экономить на жилье, питании, экскурсиях», — пояснил Константин Аверин.

Ситуация в гостиничном бизнесе

«Мы переоценили свои ресурсы, свою концепцию пяти морей. И стали менее доступные для большинства туристов. С таким большим количеством вводимых в эксплуатацию апартаментов отелям всё сложнее держать высокую стоимость. В перспективе нас ждёт снижение средней стоимости номера, — считает основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина. — Сейчас в Калининградской области запланирована реализация огромного количества отелей, апарт-отелей. Страшно получить безликий и однородный номерной фонд. Как всё это будет функционировать при отсутствии человеческого ресурса? Пора говорить о  программе переселении в регион работоспособных молодых людей, может, через открытие более доступных по стоимости филиалов популярных вузов».

Наталья Рольбина    | Фото: Александр Подгорчук
Наталья Рольбина. Фото: Александр Подгорчук

«Туризм — это системная история»

Как считает пресс-атташе «Калининград Сити Джаз» Светлана Колбанёва, самый большой плюс нашего региона в том, что «на маленькой территории сконцентрировано много всего»: «Надо посмотреть и проанализировать, что именно мы продвигаем, где перекос, не слишком ли мы заигрались с замками, может быть, стоит больше внимания уделить северо-востоку области, больше  раскручивать. Туризм — это системная история, причём долгоиграющая, нацеленная на перспективное развитие».

Светлана Колбанёва  | Фото: Александр Подгорчук
Светлана Колбанёва. Фото: Александр Подгорчук

По словам главы регионального «Союза экскурсоводов» Виктории Корневой, некоторые объекты уже перегружены — даже на востоке области: «Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель» недавно писал пост: вход только для групп по предварительной записи. Замки открылись, а в Тапиау уже овербукинг: туристов больше, чем может принять объект».

Константин Аверин уверен: «Туризм — это круто, это сервисная цепочка. Он становится опорой местной экономики. Наш регион благоустроен в разы лучше, чем любой город-миллионник: Омск, Пермь, Самара.

Главное — объяснить местным, что они тоже могут зарабатывать на туристах».

С коллегой согласна Светлана Колбанёва: «Наш фестивальный опыт, конечно, не сравнить с крупными городами. Доля интернет-покупок билетов из городов прямого авиасообщения растёт. По социальным сетям видим реакцию на культурные события в Калининградской области от приезжих. 

Надо честно признаться, очень важная  категория туристов — это сами калининградцы. 

Неправильно делать мероприятия в расчёте только на туристов, будь то фестиваль культуры викингов, фильмов или музыки. Прежде всего в регионе должно быть интересно жить своим, местным, и они должны быть целевой аудиторией событийного календаря. Вот это важно. И весь восток, между прочим, с кем ни поговори, все как раз и нацелены на приём именно местных».

«Важная часть рынка — внутренний трафик туристов, жители Калининградской области. Он даёт нам некую стабильность, частоту визита и событийность: посещения в дни рождения, визит друзей, родственников из других регионов. Завтра они приведут в гостиницу или ресторан новых гостей, — считает Наталья Рольбина. — В любой гостинице есть корпоративные клиенты, размещаем их по корпоративному тарифу, даём большие скидки, почему не предоставить? Да, наверно, в моменте меньше заработаем, но в долгосрочной перспективе это наши амбассадоры, обеспечивающие стабильный поток. На самом деле, это вопрос, конечно, финмодели и финпланирования, что лучше — простоять гостинице с  низкой загрузкой или генерировать трафик и зарабатывать на дополнительных услугах: ресторане, спа?»

Об инфраструктуре

Константин Аверин и Виктория Корнева | Фото: Александр Подгорчук
Константин Аверин и Виктория Корнева. Фото: Александр Подгорчук

Эксперты говорят, инфраструктура в регионе развивается: строятся парковочные места, обустраиваются санитарные зоны, но мест, где всё это необходимо, в области ещё много.

Говоря о востоке области, Виктория Корнева отметила: «Есть и проблемные  зоны. Виштынецкое озеро: сделали территорию парка, вроде бы закрыли для массового посещения. Народ туда всё  равно едет, одно из раскрученных направлений. На общественной парковке биотуалеты отпугивают туристов».

«Мы по цене уже ближе к Турции»: чем привлекает туристов Калининградская область и что ждёт впереди - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

О команде профессиональных экскурсоводов

Член комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Светлана Мержвинская напомнила, что с 1 сентября 2025 года оказание экскурсионных услуг неаттестованным экскурсоводом или гидом-переводчиком повлечёт предупреждение или штраф. Контролирует эту сферу министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области.

«Туркомпании активно привлекали будущих профессионалов к практике «в полях», — говорит эксперт. — 26 марта Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, дающий возможность студентам и учащимся СПО профильных туристических специальностей работать гидами и экскурсоводами. Однако им также будет необходимо пройти промежуточную аттестацию. Регламент в нашем регионе пока не разработан. В Калининградской области аттестованы 407 экскурсоводов. 

Этот туристический сезон мы отработаем, потому что проверки не будут систематическими.

Полагаю, что в окончании сезона, который традиционно приурочен ко Всемирному дню туризма, нам всем следует исправлять недоработки, а это и разработка договора с потребителем экскурсионных услуг, и исполнение законодательства по персональным данным. Уверена, что к осени увидим ещё несколько изменений к отраслевому Федеральному закону. В частности, возможно изменение определения «туристский продукт» в отношении сферы внутреннего туризма».

После ситуации на Чёрном море

Участники круглого стола не могли не упомянуть ситуацию с разливом нефти. По всей стране туристы отменяли брони, а турагенты ждали перераспределения спроса и готовились к приёму отдыхающих. И... делали выводы на будущее.

По словам Светланы Мержвинской, то «с какими трудностями столкнулись, как развиваем регион — заслуживает внимания и анализа»: «К примеру, в этом году у туроператоров были проблемы с бронированием билетов и мест в отелях, сложность с формированием организованных туров и групповых броней. Определённый коллапс у турфирм и самих туристов случился после разлития нефти в Крыму, люди начали искать другое море, место для летнего отдыха».

Номера бронировали уже в конце прошлого года натужно. Потом ситуация с закрытием пляжей на Чёрном море. 

В итоге наш турпродукт получился дороже, чем хотелось бы, — поддержал тему Константин Аверин. — В пределы аэропорта мы упёрлись практически ещё в прошлом году. Ясно было, что много людей не приедет, но ажиотаж будет. Спрос при динамическом ценообразовании на перелёты приводит к тому, что повышается стоимость. Интересно, что прирост пришёлся на нетуристические месяцы — первую половину года. Сейчас, надеюсь, мы в стагнации. Цифры посмотрим по итогам лета».

«Мы по цене уже ближе к Турции»: чем привлекает туристов Калининградская область и что ждёт впереди - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Эксперты сходят во мнении, что нужно планировать следующий сезон после того, как будут проанализированы итоги нынешнего. «Надо понять, что дальше, как мы наш регион будем позиционировать: за счёт фестивалей или маршрутов из обязательных к посещению мест», — считает Светлана Мержвинская.

«Доходы падают, экономика замедляется. В 2008 году поездки за границу упали на 25–30%, , — подчеркнул Константин Аверин. — Мы страдаем не от того, что у нас погода плохая вдруг стала летом, до нас сложно добраться и стоимость перелётов дорогая, общий новостной фон. 

Это не турист стал плохой, это денег у людей стало меньше»

Наталья Рольбина отметила, чем ещё можно привлечь гостей: «Надо реализовывать качественные проекты: отели со спа, предлагать туристам антивозрастные и оздоровительные программы. Это даст спрос в межсезонье».

Светлана Колбанёва уверена, что «мы в регионе можем брать экономикой мозгов, а не только промышленностью»: «Всё ещё боимся признать, что в некоторых регионах туризм и сервисные сферы становятся несущей опорой экономики. У нас это возможно».

Виктория Корнева ещё раз акцентировала внимание на важности диалога с местными жителями, которым нужно «разъяснять, какие объекты планируется строить и ремонтировать, какое направление развивать». 

Эксперты заявили о нехватке предложений для приезжающих в Калининград туристов до 30 лет. Приезжающие в Калининградскую область туристы стали чаще экономить на общепите.