15:27

В Калининграде владельцев садовых участков выживают угрозами и силой

  1. Новости
В калининградском садовом товариществе "Пенсионер" продолжаются пожары. 14 мая сгорел домик сторожа на проходной– он находится всего в нескольких десятках метров от школы №6.
 
Очевидец Андрей Б. прислал в редакцию видео и фотографии пожара и рассказал, что домик сторожа загорелся около 15.30 часов, валил сильный дым, слышались хлопки – вероятно, взрывались баллончики, содержащие газ или горючую жидкость.
 
– Как раз в это время в школе закончились занятия, и дети буквально облепили место пожара, – рассказал Андрей. – Учителя отгоняли ребят от горящего домика.
 
В редакцию газеты "Вечерний трамвай" обратились собственники участков в товариществе "Пенсионер" Артём Перминов и Людмила Малыгина. Они сообщили, что свою землю никому не продавали, а то, что сейчас происходит, считают рейдерским захватом.
 
– Садовое общество существует полвека, но такого безобразия здесь не было никогда, – говорит Людмила. – Последние несколько месяцев один за другим горят дома и хозпостройки. Выломан забор, ограждающий товарищество, варварски разворовывается и уничтожается всё, что люди годами выращивали на грядках и строили.

Не дают житья

История с выкупом участков компанией "Калининградстройинвест", руководит которой депутат горсовета Валерий Макаров, началась около 10 лет назад. По словам дачников, сначала представители компании скупали участки у тех, кто хотел их продать. Затем начали "обрабатывать" собственников, отказавшихся от продажи: людям говорили, что земля пойдёт под застройку и в любом случае участки принудительно изымут.
 
За эти годы почти 190 участков были куплены и оформлены на сотрудницу компании "Калининградстройинвест" Татьяну Распопову. Однако 10 участков до сих пор не проданы – некоторым владельцам предлагают слишком низкую цену, другие вообще не хотят продавать свою землю.
 
– Последние годы нас постоянно прессуют, буквально вынуждая продать дачу, – говорит Людмила Малыгина. – Переговоры по сделке велись с человеком, который представлялся сотрудником компании "Калининградстройинвест" Александром Мануйловым. Мы просили не трогать нас до 2015 года, пока не будет изменяться генплан, после этого готовы были говорить о продаже участка. Но последние полтора года нам не дают житья!
 
Избили моего мужа, разбивали в доме окна, взламывали замки и дверь. При этом периодически звонят и спрашивают, когда мы продадим участок. Когда мы в очередной раз отказались расстаться с собственностью, буквально через несколько дней наша дача сгорела. Обещала приехать пожарная инспекция, мы ждали их, но они так и не появились. Затем за сгоревший дом нам пообещали "накинуть" 100 тысяч рублей. Мы снова отказались. Вскоре наш участок и все постройки полностью разграбили. Сломали забор, выкопали растения, сняли тротуарную плитку, разломали баню, вынесли металлическую печь, разрушили беседку, вынесли камни, из которых был выложен искусственный водоём.

Рейдерский захват?

По словам Людмилы Малыгиной, собственники нескольких оставшихся участков обратились в прокуратуру – ответа до сих пор нет. Тем временам в СНТ поселились бомжи, которые ночуют в садовых домиках, пьют и бесчинствуют на участках.
 
– Мы владеем участком с 1955 года – его получал ещё мой дедушка, – рассказывает редакции Артём Перминов. – Право собственности на землю мои родители оформили в 1994 году. На участке мы построили двухэтажный дом площадью больше 100 квадратов, в нём и проживаем. Продавать участок мы отказываемся, поскольку нас не устраивает цена – мы слишком много вложили в строительство дома. Адекватной компенсации нам не предлагают.
 
В середине марта 2014 года, после того как сгорел дом Малыгиных, Перминовым в очередной раз позвонил человек, который требовал продать участки. Перминовы отказались продавать участок по предложенной цене.
 
– После этого мы узнали, что Татьяна Распопова, которой сейчас принадлежат почти все участки общества, подала в суд иск с требованием снести наш дом и хозпостройку – якобы, из-за того, что наши постройки слишком близко к границе её участка, –рассказывает Артём. – Пока она не предоставила в суд доказательства выноса её участка, акта межевания... Уверен, что этот иск – попытка рейдерского захвата нашего участка. Что будет завтра мы не знаем – в любой момент наш дом могут поджечь вместе с нами.

Обратились в прокуратуру

Как рассказал редакции председатель СНТ "Пенсионер" Михаил Милютин, он так же является собственником участка в товариществе, где никакое изменение генплана не имеет отношения к их праву на собственность. Его, как и остальных оставшихся собственников принуждают продать участок.
 
– Татьяну Распопову, на которую оформляются участки, я ни разу не видел, – рассказывает Михаил. – Общался с Александром Мануйловым, однако, переговоры были настолько нецивилизованные, что мне пришлось обратиться в прокуратуру. Угрозы, поджоги – сейчас каждую неделю в обществе горит 5-6 построек, в том числе те, которые не принадлежат компании. В одном домике уже погиб человек, но мы не знаем, проводили ли правоохранительные органы проверку по этому факту – никого из дачников, как свидетелей, не опрашивали. Есть больше десятка людей, которые видели поджигателей и даже ловили человека с канистрами, свидетели готовы их опознать, но пока мы не видим реакции полиции и прокуратуры на наши заявления. Ответов пока нет, членов товарищества и других свидетелей не опрашивают. Сейчас представители компании "Калининградстройинвет" пытаются через суд вступить в СНТ "Пенсионер", чтобы им проще было лоббировать свои интересы. Меж тем членские взносы за выкупленные участки не платились примерно 10 лет. Накопилась приличная сумма – около 1 миллиона рублей.
 
В начале мая собственники участков в садовом товариществе "Пенсионер" обратились с заявлениями в прокуратуру области и Следственный комитет по фактам угроз в их адрес, поджогов и мародёрства.

Как по закону?

Как рассказал "ВТ" заместитель председателя областного отделения Ассоциации юристов России Алексей Елаев, по закону, изымать земельные участки возможно только для государственных и муниципальных нужд, в противном случае право собственности – священно.
 
– Но и для указанных нужд землю можно изъять в исключительных случаях. Существует исчерпывающий перечень таких объектов, среди них – объекты энергетических систем, обороны и безопасности, электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, атомные объекты, автомобильные дороги и т. п. Собственника участка должны письменно уведомить минимум за год до изъятия.
 
В нашем случае участки предназначены под жилую застройку, и если застройщик хочет выкупить участки под строительство жилья, то только за ту сумму, которую собственники посчитают разумной, чтобы продать землю.