Сегодня, 23 сентября состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Он рассказал журналистам о спектакле «Ревизор», который пройдёт в Драмтеатре в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» 23 и 24 сентября. Кроме того, Валерий Фокин поделился своими мыслями и наблюдениями о том, что, по его мнению, нужно делать с Драмтеатром, где можно встретить современного Хлестакова, и как русский театр принимают за границей.
Где найти Хлестакова?
- Смотреть репортажи из госдумы. Может быть, они не такие худенькие и тоненькие, как у самого Николая Васильевича. Это что? Хлестаковщина чистой воды. Но хлестаковщина в наше время может быть очень страшной. У Гоголя она безобидная, а сегодняшние Хлестаковы могут быть циничны, жестоки.
Нужен ли плохой театр?
- Непростую ситуацию переживает российский театр. Театров в России мало. В Австрии даже больше театров. С одной стороны, плохих театров много, но с другой стороны, я считаю, что взять и закрыть театры нельзя. В провинции пусть будет плохой театр, но пусть он будет. Очень трудная ситуация с главными режиссёрами, художественными руководителями: поколение молодых способных людей не хочет брать на себя ответственность.
Что делать с Драмтеатром?
- В основном все хотят развлечений, к сожалению. Драматический театр, с моей точки зрения, не может этого дать. Он должен ставить вопрос, возбуждать размышления, должен пить из зрителя кровь. Я надеюсь, что Марчелли – фигура настоящая, это режиссёр. Я думаю, он понимает, зачем он сюда пришёл и я думаю, что он создаст такой театр.
Как принимают «Ревизор» за границей?
- У «Ревизора» удачная судьба. Этот спектакль проходил в таких разных странах: Япония, Корея, Америка, Финляндия. В каждой стране важен контекст. Нужно почувствовать зрительный зал и понять, как он живёт. В Финляндии, например, там вообще не было реакций. Внимательная тишина. В Южной Корее начали хохотать с первой минуты. Японцы были внимательны очень.
Кто пытался заработать на «Ревизоре»?
«Ревизор» Российского Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина поставлен на основе сценической версии Вс. Мейерхольда и М. Коренева. Так что актёры произносят со сцены не канонический текст, а его переработанную версию. Для Валерия Фокина важна в спектакле суть, зерно автора. Любая постановка имеет место быть, главное – сохранить первоначальную идею создателя. Однако не все, видимо, согласны с этим. Худрук Александринского театра рассказал об одном курьёзном случае:
- На нас подали в суд по закону о потребителях. Мужчина купил билет на одного «Ревизора», которого он читал, которого он любит, а ему показали другой. Самое поразительное, что суд принял к рассмотрению, потом, конечно, отказались. Но он требовал ещё деньги – моральную компенсацию за то, что его обманули. Его спрашивают: «Зачем тебе деньги?» «А я книжку напишу, как надо Гоголя ставить».