12:16

Режиссёр Олег Куртанидзе: \"Выбью скептика из седла\"

  1. Новости

5 февраля в облдрамтеатре снова премьера. Калининградская публика познакомится с работой питерского режиссера Олега Куртанидзе "Укрощение строптивой". Корреспондент "КП" поговорила с режиссером после репетиции спектакля.

- То, что вы ставите Шекспира в Калининграде, - ваше решение?

- Я предложил руководству несколько вариантов, утвердили "Укрощение строптивой". Вообще, эта шекспировская история не покидает меня. Поскольку работа над этой пьесой длится уже десять лет, и я ставил ее уже дважды в других российских городах.

- Что вы оставили в своей версии от шекспировской эпохи?

- Если вы о костюмах, обстановке - все это присутствует. Мы, что и свойственно эпохе Возрождения, исследуем человека. Единственное, что мы используем, в отличие от того времени, более легкие современные материалы. Мне вообще хочется донести легкое, веселое настроение, попросить у зрителей - не усугублять проблемы.

- За счет чего вы добиваетесь этой легкости?

- Потому что мы создаем комедию характеров. Характеры героев у нас показаны на контрасте. Катарина знает, что хочет, знает, какую ждет любовь. В то же время ее сестра Бьянка к выбору судьбы относится потребительски, жениха выбирает, как шубу в магазине.

- Почему же в третий раз вы взялись за эту пьесу?

- Потому что борьба полов - вечная тема. И я вижу, что очень часто мужчина эту борьбу не выдерживает. Хотя вот есть такое мнение, что женщина изначально сильнее, потому что может рожать. Но сильные мужчины есть. Узнать их можно по тому, что они немножко в стороне, они ждут, когда возлюбленная наиграется, и всегда рядом, когда требуется плечо, совет, помощь. Такой не предаст. Вам нужен пример? Это наш герой - Петруччо. Еще мне хочется донести до зрителя мысль о свободном человеке. Вот есть "хомо сапиенс", и я считаю пора утвердить новый тип человека - "хомо либеро". Потому что для свободного человека мир - это поле деятельности, а не повод жить. И Шекспир писал, если проанализировать его творчество, именно о таких людях - свободных и одновременно изгоях. Это и Гамлет, и король Лир…

- Вы часто встречаетесь с изгоями?

- Все реже. Но и себя я тоже отношу к изгоям.

- В матриархальном Калининграде женщины посмотрят вашу "строптивую" и затоскуют по сильному плечу…

- Я бы не хотел, чтобы после нашего спектакль зритель проснулся ночью в горячем поту от мысли, что он неправильно живет. Мне хочется, чтобы зритель поволновался во время спектакля. Признаюсь, за калининградским зрителем наблюдаю. Прихожу на спектакли и слежу: как, на что реагируют особенно остро. Сегодня есть зритель, которой приходит в театр скептически настроенным, мол, я пришел, а ну-ка удиви меня. Вот такого зрителя я намерен выбить из седла, снять с него эту маску, чтобы он смотрел спектакль и был самим собой.

- Признайтесь, вам удалось укротить хоть одну строптивую в своей жизни?

- На укрощение одной ушло двенадцать лет, другой - пять. И я проиграл. Профессия, театр меня оттянули от семейной жизни. Я не тот муж, у которого в пятницу заканчивается рабочая неделя и все выходные я провожу с детьми и женой… Знаете, сегодня я думаю о том, что человеку нужно укрощать строптивого в самом себе, а не заниматься переделыванием мира.

- Вы в Калининграде надолго?

- 1 марта я должен приступить к постановке современной пьесы в одном из театров в Тверской области. Но некоторые наметки по работе в Калининградском драмтеатре есть. Не буду пока раскрывать карты.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Олег Амиранович Куртанидзе родился в 1968 году. С 1992 по 1999 год учился в ГИТИСе, и на актера, и на режиссера. Своим учителем в профессии считает Давида Григорьевича Ливнева. В качестве главрежа работал в театрах Северодвинска, Мурманска, Вологды. Есть актерские работы в театре, кино. До того, как почувствовал тягу к театру, Олег Куртанидзе работал в типографии, писал в газетах, издавал газету, занимался рекламой. И к 24 годам понял, что пошел не своей дорогой. "Когда я поступил в ГИТИС, семья, друзья потеряли меня, но вместе с этим у меня начался процесс самообретения", - замечает Олег Амиранович.

Корни у режиссера - сибирско-грузинские. Мама-сибирячка познакомилась с папой (он приехал в столицу из глухой грузинской деревни) в Москве, где училась. "Мои родители - цельные, волевые люди, к театру не имеют никакого отношения", - так характеризует их режиссер.

КТО ЗАНЯТ В СПЕКТАКЛЕ?

Заслуженные артисты РФ: Василий Швечков (ст), Альберт Арнтгольц, заслуженный артист Таджикистана Юрий Харламбов, артисты: Сергей Борисов, Антон Захаров, Алена Колесник, Светлана Малиновская, Геннадий Марьев, Максим Махинов, Елена Носырева, Любовь Орлова, Максим Пацерин, Алексей Переберин, Александр Федоренко, Василий Швечков (мл), Марина Юнганс.