10:35

Вместе с Янтарной комнатой Петру I подарили королевскую яхту

  1. Новости

Развитие европейского яхтинга неразрывно связано с нашим краем. В этом корабельном парусном деле чудным образом переплелись прусские короли, Балтийское море и даже Янтарная комната.

Первые яхты ведут свою родословную с 17-го века от малых мелкосидящих торговых суденышек Голландии (слово "яхта" и исходит от нидерл. jagen - гнать, преследовать). Поначалу они играли роль прогулочных и представительских судов местной знати. Вскоре яхты появились в трех странах, которые омываются морями, – в Англии, Дании и Восточной Пруссии.

Но именно прусский яхтинг оказался самым помпезным. Например, король Восточной Пруссии Фридрих I, еще будучи бранденбургским курфюрстом, имел "Золотую яхту" - богато отделанное резными украшениями и скульптурами судно, которое было вооружено восемью трехфунтовыми пушками и сделано по образцу морской яхты Вильгельма III Оранского (штатгальтера Голландии, а затем и английского короля).

Когда Фридрих I стал прусским королем, то свой новый титул отметил приобретением еще более величественной яхты. За баснословную сумму в 100 тыс. талеров он заказал в Голландии яхту, назвав ее "Либурника" (от лат. Liburna – военное судно в Древнем Риме). По тем временам парусник был самым крупным в мире. Впоследствии королевский отпрыск – Фридрих Вильгельм I – сделал ту самую "Либурнику" средством политического подкупа. Как известно, Вильгельм подарил яхту Петру I, присовокупив ее к знаменитой Янтарной комнате.

Любопытно, что Петру I везло на такого рода подарки. Еще в 1698 году, во время пребывания в Лондоне, он получил от Вильгельма III Оранского в знак дружбы 20-пушечную яхту "Ройял транспорт". Это судно выделялось не только отделкой, но и отличными мореходными качествами. Но яхту ждал плачевный финал. Первоначально Петр I хотел включить ее в состав Азовского флота, но из-за мелководья не удалось перевести яхту по рекам в Азовское море. В 1715 году русский царь приказал передать судно в состав Балтийского флота. При переходе Балтийским морем "Ройял транспорт" попала в шторм и разбилась у берегов Норвегии.

Но и с "Либурникой" произошли неприятности. Выяснилось, что королевская яхта требует постоянных и немалых затрат на ремонт и содержание. Пока парусник дошел до Петербурга, его успели дважды отремонтировать в Гамбурге и Копенгагене. В России яхту переименовали в "Корону" и она до конца своих дней так и не вышла в открытое море. Современники русского императора с восторгом живописали "Корону", пришвартованную у… Зимнего дворца.