16:42

Новая работа директора Драмтеатра оказалась не сказкой, а душераздирающей драмой

  1. Новости

Михаил Салес — режиссер, народный артист России, директор драматического театра – нетерпелив к несправедливости. В его постановках всегда есть очевидное добро и очевидное зло, и первое всегда одерживает верх над последним.

Вторая половина 2009-го ознаменовалась для Салеса, для театра и для Калининграда выходом сразу трех постановок, одинаково очаровательных: "Странная миссис Сэвидж", сказки про Белоснежку и "Лорд Фаунтлерой". Адаптация повести Фрэнсис Бернетт о маленьком лорде привлекла к себе широкое внимание не только калининградской публики, столичной - тоже. Спектакль стал лауреатом премии "Арлекин" - второй по значимости российской театральной премии после "Золотой маски", где обозначился ни много ни мало в четырех номинациях.* Это по-настоящему масштабное событие в культурном пространстве города, вознесшее Калининградский областной драматический театр на новый качественный уровень. Высшие похвалы режиссеру.

Но то заслуги года минувшего. Режиссер Салес образца 2010-го - совсем другой. Прошел январь, февраль. Потом март и апрель. Но репертуар театра не обогатился ни одной его постановкой. Тем любопытнее было, каким окажется спектакль, подробности работы над которым не просачивались за пределы театра, словно это военная тайна. Догадки не были далеки от истины, а одним апрельским утром на фасаде драмтеатра появилась афиша. На ней большими буквами цвета было написано следующее: "Анисия. Драма в 2-х действиях".

В своей новой постановке, приуроченной к 65-летию со Дня Победы, Салес копнул очень глубоко. По силе эмоционального воздействия на зрителя "Анисия" - на сегодняшний день, без всяких сомнений, мощнейшая постановка в репертуаре драмтеатра. Это тонкая психологическая драма о событиях, имевших место во время войны. О том, как мирное население переживало это ужасающее время, о персональных, нравственных войнах. Постановка захватывает дух уже со вступительных слов Василия Швечкова старшего, выступающего в роли рассказчика и одновременно являющегося центральной фигурой, вокруг которой разворачиваются основные события. Напряжение все возрастает с каждым действием; зрители смотрят, затаив дыхание, не находя даже времени, чтобы кашлянуть. Ближе к концу становится страшно взглянуть в глаза соседа. Да и нет никакого соседа. Ты будто перенесся на место действия и невольно стал свидетелем интимных подробностей и глубоких переживаний русской семьи, куда бесцеремонно вторгся противник, оставив неизгладимый след на укладе их жизней.

Анисия — это имя. Его носит кроткая девушка, живущая в отдаленном от города поселении вместе с матерью и отцом. Война отняла у нее брата. У матери с отцом — сына. Вместо брата в дом однажды врывается немецкий офицер и скоро превращается в частого и незваного гостя. Под сердцем и против своей воли Анисия носит его ребенка. Первая встреча была роковой. Какие переживания могут рождаться в душе девушки, когда ей предстоит подарить новую, наполовину вражескую жизнь. Образ брата застыл в фотографии, висящей на стене на кухне, где разворачиваются все действия постановки, и будто наблюдает за происходящим, не в силах вмешаться. Но героиня сама способна постоять за себя.

"Анисия" — это символ глубоких патриотических убеждений, уместившихся в одной личности. Дух единства, благодаря которому случилась победа.

Увидев однажды, вы не скоро сможете это забыть.

*

"Специальный приз зрительских симпатий "Глазами детей",

"Лучшее художественное оформление спектакля" - художник по костюмам Татьяна Старикова, "Лучшая мужская роль" - исполнитель роли графа Доринкура заслуженный артист России Анатолий Лукин,

"Лучшая работа драматурга" - Никита Воронов.

Роли исполняют:

1-й актерский состав:

Наталья Салес, Надежда Гайдар, Альберт Арнтгольц, Алексей Переберин, Максим Махинов, Василий Швечков (старший)

2-й актерский состав:

Марина Чернова, Наталья Высоцкая, Виталий Баженов, Василий Швечков (младший), Геннадий Филиппович, Василий Швечков (старший)