15:41

Мать братьев-маньяков из Двориков: "Мои дети садизмом не отличались"

  1. Новости

Бабья доля


С Любовью Коноваловой, матерью братьев-убийц мы встретились в Двориках и поговорить смогли лишь со второй попытки. Сначала женщина категорически не хотела идти на контакт.

- Тут после вас - «комсомольцев», какие-то журналисты из Москвы приезжали, интервью хотели взять, - устало и расстроено говорит Любовь Ильинична. – Дала им от ворот – поворот. А вы приходите, у меня здесь без церемоний. Камеру только уберите, а то с камерой фотографа с лестницы спущу.

Сразу видно - гражданка Коновалова, хоть малого роста и щуплого телосложения, дама строгая, у нее не забалуешь. Разговариваем на кухне, где скромно и чисто. Хозяйка, одетая в темные брюки и свитер, закурила, уважительно спросив у гостей разрешения. Видно по всему, она нервничает, на душе скверно. Открываем семейный альбом, смотрим старые фотографии, где Влад и Андрей - малыши, затем школьники, последние снимки из тюрьмы.

- Не знала я женского счастья, - говорит мать. - Старшему Владику было полтора годика, когда муж меня бросил и укатил в Одессу. Осталась одна, с малышом на руках. Потом встретился мне Коновалов, любовь была поначалу, родился второй сынок - Андрюшка. Отчим к Владу поначалу нормально относился. А после начались драки, скандалы, бить меня Коновалов стал на глазах у детей. Владику было 16 лет, когда во время одной драки, он взял за грудки моего обидчика и предупредил: «Еще раз увижу у мамы синяки, получишь по полной программе». Мне Владика всегда жалко было больше, первенец – самый любимый ребенок. Он для меня добрый и ласковый, прижмется, поцелует. Но - лодырь. Учиться и работать не любитель, поклонник рыбалки, да пива.

Трудное детство


В 8 лет Влад Коновалов пошел в школу-интернат для слабовидящих детей. В школьных науках усердия не проявлял.

- Если честно, заниматься воспитанием мальчишек мне было некогда. Чтобы их прокормить, приходилось работать в двух местах. На две ставки я вкалывала в детском санатории. Жили мы тогда в Отрадном. Работала санитаркой, завхозом, поваром, - продолжает женщина. – А второй муж деньги пропивал, не видела я от него поддержки. Теперь я инвалид – второй муж мне битьем глаза вышиб, в очках ничего не вижу. Очень жалею, что мы переехали из Отрадного в эти Дворики. Там квартира новая однокомнатная была. Из-за Владика переехали, на большую площадь поменялись: старший сын тогда жену в дом привел.

Младший сын Андрей, по словам матери, побаивался родного отца. А вот сожителю матери Строчевому, который появился в жизни Любови после развода с Коноваловым-старшим, мог и наподдать.

- Как-то сожитель меня стал душить, аж посинела! Андрейка испугался и кирпичом по затылку влепил Строчевому. Так ему и после говорил: «За свою мать всегда вступлюсь». А руки у Андрюши золотые! На огороде все сам делал и в доме все по хозяйству успевал, где полочку прибить, починить что. Андрюша учился в школе до шестого класса и бросил. Потом пошел в приют в Холмогоровке, оттуда его направили в Неман, в ПТУ. Он хотел стать механиком или машинистом широкого профиля, но не доучился. Но любой техникой сын может управлять, хоть и специальность не получил, - предается воспоминаниям мать. Показывает толстую стопку писем: - Андрей мне письма хорошие из зоны писал и пишет. Если читать, обольешься слезами.
Еще у Андрея с детства была страсть к оружию. Младший Коновалов увлекался изготовлением огнестрельного оружия, дело поставил на профессиональный уровень. Делал ружья, пистолеты, обрезы, пригодные для стрельбы и убийства людей. Делал самопалы из металлических трубок, заряжал стволы обрезками гвоздей, гаек, шурупов. За незаконное изготовление оружия парень даже был осужден, а потом получил и серьезный срок: за то что из своего же ружья застрелил «отчима» - последнего сожителя матери Строчевого. Сел на 14 лет.

Посылки в тюрьму


Мать о сыновьях, несмотря на их чудовищные преступления, говорит со слезами на глазах, оправдывает их. Мол, вывести Влада из себя было сложно, сам в драки не лез. Но ввязывался, только если его намеренно цепляли, не терпел несправедливости.

- Первый срок Владик получил за гулящую сожительницу, которую убил в 2001 году. Однако вышел через три года, потому что инвалид по зрению. Теперь тоже из-за бабы сел… Жена его тогда с Железновым (односельчанин Коноваловых – Ред.) гуляла, не Витьку надо было бить, а супругу свою. А сынок мне сказал: «Люблю ее», - объясняет Любовь Ильинична мотивы убийства Виктора Железнова. – Кстати, признаться в убийстве Витьки, его убедил младший брат Андрей. Вот Влад и сдался сам. Когда я домой вернулась из Калининграда, у подъезда толпа стоит-гудит. Люди уже узнали, что Владик Железнова сделал. Жена Владика Ольда уже вещи собрала, детей Настю, Владу и Дениса одела, и уехала она из деревни на неделю, от греха подальше. Дом ее обещали сжечь за Железнова.

Теперь Любовь Ильинична ездит на свидание к сыновьям в тюрьму. Возит им чай и сигареты.

- Могли ли ваши сыновья жить нормально, хотя бы не убивать себе подобных? – задаю матери убийц последний вопрос.

- Могли бы, конечно, - садизмом с рождения не отличались. Если бы не пили. Трезвые были тихие ребята, выпьют – ищут на одно место приключений. Теперь мне начали люди угрожать: поймаем, как Левицкого закопаем (Левицкого Влад убил и закопал этим летом – Ред.). А что же я сделала, что сыновей родила? И чем же эти люди лучше, чем мои ребята?

Маньяков признали вменяемыми

 


Семью Коноваловых следователи между делом прозвали «семейкой мамаши Гафс», как в диснеевском мультике. Ведь все они неоднократно судимые - Любовь Ильинична, ее покойный сожитель Анатолий Строчевой, сами братья Влад и Андрей. Они всей семьей проходили по уголовным делам до начала «убойной» серии.

- Монстрами внешне не выглядели. Мать первой привлекалась за воровство, - вспоминают давнюю криминальную историю в межрайонном следственном отделе Светлогорска при прокуратуре. - Мама не ставила цель вырастить законопослушных граждан. Вот смотрите, приговор 1999 года. Влад Коновалов, Анатолий Сторчевой, Коновалова Любовь

осуждены за кражи скота и продовольствия в поселках Дворики, Шатрово. Строчевой похитил телку, в смысле корову, а не девушку. А вместе между поселками Дворики и Румынино они увели корову стоимостью 2 тысячи 500 рублей. На пару с Владом Коноваловым, Строчевой увел хозяйскую овцу. Любовь Ильинична попалась на краже картошки и морковки. Они не хотели честно трудиться.

И еще следователи подчеркнули, что все преступления Коноваловы совершали под знаком зеленого змия. Либо до, либо после, либо вовремя употребления чудодейственных напитков.

- Старший Коновалов контактен, дает признательные показания. Но не знаю, насколько он раскаялся. Что хорошего он вынес из тюрьмы? Все рассказать – меньше дадут. Он старается вызвать к себе сочувствие, - завершает психологический портрет братьев Коноваловых заместитель руководителя Светлогорского межрайонного отдела Станислав Щербич. - Интеллект невысокий, но соответствует полученному образованию и жизненному опыту, суждения поверхностные, склонен к детализации, то есть обращает внимание на ненужные детали. В алкоголе становится жестоким и вспыльчивым, в трезвом состоянии спокойный и добрый. Виновным себя считает частично, так как не хотел убивать. Младший Коновалов держится настороженно, на вопросы отвечает с еле скрываемым раздражением. В ответах немногословен. Негативные стороны своей биографии старается скрыть.

Судебные психиатры-эксперты признали братьев–«маньяков» вменяемыми, никакими психическими заболеваниями оба не страдают, в мерах медицинского характера не нуждаются. Они всецело отдавали отчет своим действиям, могли собой руководить в момент совершения преступлений, так и в настоящее время.