Недавно замглавы администрации Калининграда Артур Крупин озвучил такую цифру: почти четверть жителей города имеют велосипеды. Получается, что в Калининграде практически 100 тысяч велосипедов — в четыре раза меньше, чем автомобилей во всём регионе, и в 10 раз больше, чем три года назад.
Продавцы утверждают, что ежегодно в городе на 20% растут продажи двухколёсного транспорта, а значит, с их владельцами рано или поздно придётся считаться.
Согласно проведённому Клопс.Ru опросу, 45% обладателей велосипедов выезжают покататься один-два раза в месяц. Каждый день его используют лишь 30% респондентов. То есть можно предположить, ежедневно на улицы Калининграда выезжают как минимум 33 тысячи велосипедистов. А если к ним присоединятся остальные, будет тесно и на дорогах, и на тротуарах.
К сожалению или к счастью, ожидать появления десятков тысяч велосипедистов в городе не стоит. Даже на недавний ежегодный праздник "День колеса", по словам его завсегдатаев, приехало на порядок меньше людей, чем обычно. А почему?
Где ехать?
Сегодня в Калининграде несколько велодорожек: на Сельме, на Верхнем озере, набережной Трибуца и ул. 9 Апреля. По ним можно покататься вечерком с детьми или друзьями, но добраться из точки А в точку Б вряд ли получится. Для этого нужны веломаршруты, позволяющие добраться в разные части города.
"К сожалению, несмотря на все декларации властей, в городе так и не был создан ни один веломаршрут. Это серьёзное препятствие для развития велодвижения как вида транспорта", — считает представитель велосипедного движения "Критическая масса" Иван Марков.
Ровно год назад начальник управления спорта и молодёжной политики администрации Калининграда Виктор Лузов обещал, что в 2015-м постараются запустить оздоровительный туристический маршрут, который соединит дорожку на Сельме и Верхнее озеро. Однако даже этого не случилось. Там отремонтировали часть тротуара, но проложить велодорожку без ущерба для пешеходов пока не представляется возможным.
Как ехать?
В правилах дорожного движения есть целый пункт, посвящённый велосипедистам. Там регламентируется, где и как могут ездить двухколёсные. В них написано, в частности, что велосипед должен двигаться справа по проезжей части не далее метра от края дороги. Но даже такую простую вещь, увы, не знают многие велосипедисты, чем вызывают раздражение автомобилистов.
Другие их противники — пешеходы, которых тоже можно понять: мало приятного, когда в сантиметрах от тебя пролетает велосипедист. Таких в соцсетях уже прозвали "велошпаной" и "велохулиганами".
"По дороге эти лбы на скоростных аппаратах ездить боятся — там же автожлобы. А на тротуаре велохулиганы имеют возможность безопасно компенсировать свои комплексы. Активисты выводят на улицы и площади велотолпы, чтобы отстаивать свои права. Традиционно забывая, что в комплекте — обязанности и правила", — высказал свою точку зрения калининградец Денис Сечкин на своей странице в Фейсбуке.
Велосипедисты практически еженедельно стали мелькать в сводках дорожно-транспортных происшествий. Всё чаще они сбивают людей на тротуарах — и ищи ветра в поле.
В прошлом году на Советском проспекте мужчина сбил пожилую женщину, которая перешла через дорогу, выйдя из трамвая. Даже не поинтересовавшись состоянием женщины, велосипедист скрылся. Пенсионерка получила перелом руки.
Другой велохулиган сбил человека в районе пешеходного перехода у "Плазы" на Ленинском проспекте. Калининградка садилась в автобус №36. Велосипедист планировал проехать между тротуаром и стоявшим почти вплотную к нему машиной, но ему не удалось. Парень помог пострадавшей встать с асфальта и вызвать такси, после чего поспешил скрыться с места происшествия. Врачи диагностировали у пенсионерки несколько переломов.
Бывало, велосипедисты из-за незнания ПДД провоцировали дорожные конфликты с участием автомобилистов. Последний громкий случай произошёл в феврале на улице Нарвской. Велосипедист отказался придерживаться крайнего ряда при движении по дороге, что не понравилось водителю "Мерседеса". В итоге всё закончилось мордобоем.
Сейчас в Калининграде появились пункты, в которых можно взять велик напрокат. Начинание, бесспорно, хорошее, но Госавтоинспекция уже бьёт тревогу: двухколёсный транспорт попадает в руки тех, кто понятия не имеет ни о каких правилах. В ГИБДД предлагают при выдаче велосипедов вкратце знакомить туристов с ПДД.
По генплану, всё будет замечательно
Согласно разрабатываемому генеральному плану Калининграда, запланировано создать целую сеть велосипедных дорожек, которые будут пролегать по всему центру, а также охватывать все районы города. По заверениям властей, велосипедные дорожки появятся постепенно на всех улицах, которые планируется реконструировать.
Разработчики генплана предлагают даже сокращать действующую проезжую часть в пользу велодорожек и расширения тротуаров. В центре города это коснётся, в частности, улицы Театральной.
Но это только генплан, рассчитанный до 2035 года. Как всё будет происходить на самом деле, ни у кого чёткого понимания нет.
Новые стандарты
С февраля 2016 года в России ввели новые стандарты (ГОСТ 33150-2014), по которым следует оборудовать и строить велосипедные дорожки. Теперь это должна быть не просто часть тротуара из красной плитки, а отдельная дорога, посреди которой не должно быть столбов и других препятствий. Это более затратно и трудоёмко.
Зато, по словам юриста общества защиты прав автомобилистов Петра Губенко, по таким дорожкам передвигаться можно будет более безопасно, чем сейчас. "ГОСТ также предусматривает создание велопарковок", — отметил Губенко.
Что нужно помнить велосипедистам
1. Правила дорожного движения запрещают использовать велосипед с неисправностями тормозной системы или рулевого управления. За самостоятельный демонтаж конструкций велосипеда, влияющий на безопасность движения, предусмотрена административная ответственность.
2. Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения, запрещается управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Нельзя также давать свой велик покататься выпившему приятелю. За это тоже предусмотрено денежное наказание, пусть и не столь суровое, как у водителей машин. Кстати, в соседней Польше несколько лет назад пьяных велосипедистов сажали в тюрьму, но позднее от этой практики было решено отказаться.
3. На дороге велосипедист должен рукой подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой.
В Калининграде таких дисциплинированных водителей можно увидеть разве что на крупных перекрёстках, однако парадокс в том, что велосипедистов там быть не должно.
4. Велосипедистам запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Фактически поворот налево в Калининграде велосипедисту запрещён практически на всех крупных улицах.
5. У пешеходного перехода надо спешиться и пересечь перекрёсток по "зебре".
6. Велосипедист старше 14 лет, согласно ПДД, должен двигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Если такой возможности нет, то по правому краю проезжей части. Если и это невозможно, то по обочине. В самом крайнем случае — по тротуару или пешеходной дорожке.
7. По тротуару допустимо ехать в любом случае, если взрослый велосипедист сопровождает велосипедиста возрастом до 7 лет или перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет.
8. Детям от 7 до 14 лет разрешается ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
9. Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).
10. Велосипедисты должны помнить, что при движении по "чужой" дороге (тротуар, пешеходная дорожка, обочина) они не должны создавать помехи движению. При необходимости нужно слезть с велосипеда и катить его рядом с собой.
По данным городского отдела ГИБДД, самые распространённые нарушения правил водителями велосипедов — движение навстречу транспортным средствам или по пешеходному переходу.