14:57

От тюрьмы до погребальной конторы: что находится в 19 самых известных калининградских замках

  1. Новости
На днях в Калининградской общественной палате обсудили будущее местных замков. 
 
Замки — одна из главных достопримечательностей нашего региона, радикально отличающая край от всех прочих российских регионов. В России ничего подобного больше нет: единственный средневековый замок находится в Выборге.
 
Теоретически предполагается, что "внутренний", российский турист должен клюнуть на нашу область как на перспективное место отдыха в том числе и из-за этих самых замков и пойти сюда густыми косяками, культурно обогащаясь и наполняя попутно наши с вами кошельки. Однако на пути этакой благодати встаёт масса препятствий объективного и субъективного характера. Очередные слушания в Общественной палате окончились, по сути, ничем: общественность в который раз получила информацию о том, что сдвигов особых нет и не предвидится.
 
Из почти 60 замков, возведённых некогда Тевтонским орденом в той части Восточной Пруссии, которая сейчас называется Калининградской областью, на учёте в Службе государственной охраны объектов культурного наследия состоит 19. Пробежимся по списку, для удобства рассмотрения сгруппировав объекты по муниципальным образованиям.

Кёнигсбергский замок

И первым замком в списке будет, конечно, Кёнигсбергский, упорно называемый обывателями "Королевским". Сильно пострадавший во Второй мировой войне главный замок области был снесён в 1969 году и на учёт недавно поставлен как объект археологии, поскольку сохранились фундаменты и подвалы. Однако именно эта самая "археология" и добила историческую составляющую объекта окончательно: проводившиеся в начале 2000-х годов варварские (без консервационных работ, положенных по методике) раскопки привели к тому, что сейчас на их месте — затопленный котлован.
 
 
Замок на старой открытке. Фото из Википедии
 
В сущности, восстанавливать здесь уже нечего, и существующие проекты предполагают строительство новодела с нуля. Относительно судьбы этих проектов до сих пор идут споры, но в любом случае — Кёнигсбергский замок если и станет вновь материальным фактом, то ещё очень нескоро.

Гурьевск

Ближайший к Калининграду муниципалитет — Гурьевский городской округ — является и самым "замковым": здесь сохранилось целых пять бывших обиталищ тевтонских рыцарей, то есть больше четверти областных замков находится в этом районе. Все пять были переданы Русской православной церкви. Из них два, Бранденбург — Ушаково и Каймен — Заречье, представляют собой руины.
 
 
Бранденбург
 
Шаакен — Некрасово, принимавший когда-то на ночлег русского царя Петра I,  сохранился значительно лучше, поэтому является действующим туристическим объектом. С этой целью его эксплуатирует частный предприниматель, имеющий с церковью договор безвозмездного пользования. Как заявили представители епархии на упомянутых общественных слушаниях, цели извлечения дохода они не преследуют, понимая сложную для всех экономическую ситуацию.
 
 
Шаакен
 
Епископский Нойхаузен и также видавший в своих стенах Петра Великого Вальдау, перейдя в церковную собственность, сохранили прежних пользователей: в первом случае это ремонтные мастерские, во втором — учебное заведение и музей.
 
 
Вальдау. Фото Виктора Гусейнова

Балтийск

Единственный замок на территории Балтийского муниципального района Фишхаузен — Приморск когда-то тоже был епископским, в новое время активно разбирался и перестраивался, сильно пострадал при штурме в апреле 1945 года, "добит" бесхозяйственностью и вандализмом после войны и в настоящее время представляет собой переданные в собственность РПЦ руины фундаментов.

Багратионовск

Находящийся на территории Багратионовского района самый старый тевтонский замок области Бальга — тоже недоразобранные ещё в немецкие времена развалины. В настоящее время этот живописный уголок на берегу залива (руины замка, дендропарк, место жесточайших боёв в 1945 году) пытается реанимировать общественная организация.
 
 
Бальга. Фото Виктора Гусейнова
 
Гораздо лучше сохранился второй замок Багратионовского района — в самом районном центре: форбург замка Прёйсиш-Эйлау в 90-е годы пытался восстанавливать частный инвестор, и сейчас это хотя бы здание под крышей. Недавно приступившая к работе новая районная администрация имеет планы оживления этого объекта, находящегося в региональной собственности.
 
 
Прейсиш-Эйлау. Фото Альберта Адылова

Правдинск

Далее на восток — замки Правдинского района. Гросс-Вонсдорф, ныне Курортное, имел некогда бурную историю осад и штурмов, а затем сильно перестраивался частными владельцами. Сейчас от него осталась весьма живописная и очень "средневеково" выглядящая надвратная башня. 
 
 
Гердауэн. Фото Альберта Адылова
 
Игрушечно смотрящийся Гердауэн — Железнодорожный, строившийся когда-то как резиденция комтура (по-нынешнему — главы района), сейчас принадлежит РПЦ и в списке имеет печальную пометку "не используется".

Гвардейск

Историческое ядро Гвардейска — замок Тапиау — пожалуй, один из самых интересных объектов такого рода в регионе. Дело здесь не только в громких именах исторических деятелей, когда-то бывавших здесь (вроде крестившегося здесь когда-то литовского князя Витовта), но и в сохранившихся рельефах на потолках замковых помещений. В XIX веке по их образцу реставрировался хорошо известный калининградцам замок Мальборк в нынешней Польше. От разборки на стройматериалы замок спасло размещение здесь сначала богадельни, затем тюрьмы, и после 1945 года он остался тюрьмой, благодаря чему сохранился до наших дней.
 
 
Тапиау. Фото Альберта Адылова
 
Есть планы превращения Тапиау в полноценный туристический объект и музей, однако для этого нужно вывести оттуда тюрьму, и отсутствие средств на это ещё раз было продекларировано на слушаниях в общественной палате.
 
 
Таплакен. Фото из Википедии
 
Второй гвардейский замок — Таплакен, некогда сожжённый отцом Витовта Кейстутом, — передан РПЦ, но простые россияне там как жили с 40-х годов, так и поныне живут.

Полесск

Поедешь на север от Гвардейска — и прямо день сурка какой-то: Лабиау (Полесск) тоже в XIV веке осаждался войсками Кейстута, тоже был немецкой и советской тюрьмой, и тоже передан РПЦ. 
 
 
Лабиау. Фото Игоря Орехова 
 
Объект относительно неплохо сохранившийся, благодаря чему у его помещений несколько пользователей — от оптовых складов и погребальной конторы до местных музея и театра.

Советск

 
Тильзит. Фото из Википедии
 
Замок Тильзит — Советск ещё в XIX веке стал промзоной, в настоящее время находится в частной собственности и на учёт как выявленный объект культурного наследия поставлен совсем недавно.

Неман

 
Рагнит. Фото Альберта Адылова
 
Рагнит — Неман в нескольких километрах восточнее Советска — величественные руины. По некоторым сведениям, он когда-то являлся в Ордене вторым по размерам после Мальборка, только вот судьба сложилась иначе, чем у орденской столицы. К 1945 году замок был практически цел, но вот тюрьму отсюда вывели, а нового содержания не придумали. Рынок и склады здесь не прижились, здание было брошено, начало ветшать, плюс пострадало при съёмках фильма "Двадцать дней без войны" Алексея Германа. Нынешний владелец — РПЦ — никаких идей по его использованию, кажется, не имеет.

Черняховск

 
Инстербург
 
Ещё три замка расположены на территории Черняховского района. Пользователи замка Инстербург (фонд "Дом-замок") некогда пробовали воевать с РПЦ по вопросу передачи объекта, потом как-то примирились, и сейчас вроде бы сосуществуют мирно. Фонд ведёт большую общественную и культурную работу, и замок, хоть и нуждается в реставрации, однозначно жив и не заброшен.
 
 
Георгенбург
 
Находящийся на северной окраине Черняховска бывший епископский Георгенбург —  Маевка тоже в последние годы был предметом баталий краеведческой общественности с духовенством, и они тоже окончились в целом мирно. Сейчас здесь устраиваются волонтёрские лагеря, замок является объектом туристического показа, но главное — из него удалось отселить мыкавшихся здесь в крайне тяжёлых условиях жильцов.
 
Третий замок Черняховского района, Заалау — Каменское, — это загадка. В официальной справке, составленной к слушаниям в Общественной палате, значится "собственность РФ", однако есть версия, что этот сжигавшийся однажды всё тем же Кейстутом замок на самом деле принадлежит частному предпринимателю — меценату Владимиру Яновскому.