Недовольные уходили из зала, возмущенные писали в прокуратуру. Однако спектакль жив и собирает аншлаги. Александр Федоренко - актер, который появляется голым на сцене, - стал в Калининграде чем-то вроде секс-символа. Перед очередным спектаклем мы застали его в гримерке (надо сказать, одетым в джинсы и рубашку), где он курил и пил кофе. Готовился.
«Своего тела не стыжусь»
- Вас на улицах узнают?
- Пока нет. А если начнут - буду автографы раздавать. Люди, которые идут в искусство, они тщеславны, амбициозны, они хотят этого! Это, наверное, прекрасно! Я первый раз приехал в Калининград два года назад весной. Распускались почки, все цвело, было очень красиво. Мне город сразу понравился. Теперь работаю в драмтеатре, и мне тоже все нравится. Тут со всеми сложились хорошие отношения.
- Спектакль «Дачники» стал очень популярным. В первую очередь обсуждают вас, все внимание на «обнаженке». Не обидно?
- Меня поражает, что все заостряют внимание на моей «голости». Зачем вырывать это из контекста? Почему-то очень много слухов и разговоров об этом.
- Некоторые считают, что у «Дачников» порнографический сюжет.
- Ну, это бред. Мы же смотрим на картины с обнаженными женщинами и говорим: «Это искусство». Эротика - это нормально. Красивое тело вызывает положительные эмоции. Хотя может вызывать и грязные мысли - тут все зависит от восприятия. Мы смотрим голливудский фильм, где какой-то актер разделся, и все говорят: «О, какой он шикарный!» Я, конечно, себя не сравниваю с Брэдом Питтом (смеется). Но своего тела не стыжусь. И никто не должен стыдиться: что дала природа, то и дала!
По-моему, обсуждать и критиковать мою роль - это ханжество людское! Вроде и город европейский, и люди должны более спокойно на это смотреть… Ведь многие выдают себя за интеллектуалов и при этом смотрят только на меня голого и не смотрят, о чем же спектакль. Я, конечно, не обращаю на это внимания. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Смотреть или не смотреть - личное дело каждого.
Чтобы зритель не заснул
- Страшно было первый раз?
- Стыда не было. А страха тоже, ведь я и начинал с «обнаженки». Моя первая роль в театре была в спектакле по Теннесси Уильямсу. Там был момент, когда я стоял на кровати, скидывал с себя пальто, и под ним… ничего не было. Правда, я спиной к зрителю стоял.
Пробежать голым - это, конечно, не просто так. Но я легко к этому отношусь. Все мы произошли от Адама и Евы, которые ходили обнаженными по райскому саду. В этом нет ничего постыдного. Дома жены и мужья ходят голыми. И это не вызывает негативной реакции. Ну да, сцена - это немножко другое: сидят зрители. Но это наша жизнь, это театр. А тем театр и прекрасен, что он вызывает эмоции. Не одни же сказки на сцене смотреть! Мы показываем, какая есть жизнь. «Дачники» - это про нас, про жизнь. Ведь люди ездят на курорты, крутят там романы, куролесят!
- А ваши родители видели вас голым на сцене?
- Нет. Они живут в Павлодаре. Мне повезло с родителями. Моя мама - большая любительница театра и меня на спектакли с детства водила. Мы видали много всяких постановок. Поэтому родители на мою роль посмотрели бы спокойно и не стали бы осуждать.
- Не мерзнете на сцене?
- Нет, тепло! Я же не хожу голым по театру, а то замерз бы, наверное. Я от гримерки иду в махровом халате, и уже у сцены его скидываю.
- В чем, на ваш взгляд, заключается эта роль?
- Мой персонаж - студент, отдыхающий на даче со своей знакомой Соней, они любят эпатировать публику. Все очень естественно. Я только один раз выбегаю голым - это единственное появление на сцене в роли студента. Моя роль - такая проходная штука! Это же для того, чтобы оживить зрителя. Бывает, зритель сидит и засыпает, скучает в театре. Поэтому нужна небольшая встряска. А тем, кто говорит, что мы перевернули Горького, я скажу, что у каждого свое прочтение классики. Кто знает, о чем писал Горький? У каждого свое мнение. Кто-то скажет, что он писал не о земных вещах, а о какой-то философии. По-моему, это не так. В спектакле есть хорошая фраза: «Мы все хотим есть, пить и спать с женщинами». По-моему, все люди так живут.
Сын посмотрит на папу
- Вы с супругой играете на одной сцене. Ей не досадно, что весь зал видит то, что видеть должна только она?
- Нет. Она спокойно к этому относится. И если бы она была против, я бы не бегал голым по сцене. У меня двое детей. Сыну 12 лет, дочке шесть лет. Дочке я спектакль не покажу, ей еще рано, а сына, может быть, приведу как-нибудь. Мой сын с пяти лет в театре: что-то ему нравится, что-то нет. Пусть посмотрит.
- Вы сразу согласились на эту роль?
- Изначально моего пробега в калининградском варианте «Дачников» не было. Сначала режиссер думал: нужна ли эта сцена? Только через месяц решил, что нужна. Тогда он подошел к моей жене и через нее пригласил меня. Я согласился: «Если надо, значит, смогу!».
- То есть мнение режиссера очень важно? Как скажет, так и сделаете?
- Конечно. Режиссер - человек, который видит, как должен выглядеть спектакль. Я привык, работая с режиссером, полностью ему доверять. А вот прав он или нет, покажет время и результат. Важно и мнение зрителя. Но мнения могут быть разными. Самое главное, чтобы не было равнодушия. Это нормально, когда одним нравится, а другие плюются.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр Федоренко родился в 1978 году в Павлодаре.
В 2000 году закончил актерский факультет Екатеринбургского театрального института. После помотало по стране: помимо Екатеринбурга, играл в театрах в Павлодаре, в Йошкар-Оле.
В Калининградском драматическом театре работает второй сезон вместе с супругой. Жена - актриса Марина Юнганс. Воспитывают двоих детей: сына 12 лет и дочь 6 лет.