Строительство Балтийской АЭС — это переход к совершенно новой системе энергоснабжения в регионе. Об этом заявил член общественной палаты Калининградской области, заслуженный эколог России Феликс Алексеев.
"Проект БтАЭС прошел общественные слушании, естественно, прошел все необходимые государственную и экологическую экспертизы на федеральном уровне, - сказал он. - В Калининградской области всегда использовалось ископаемое топливо. Например, ТЭЦ-2 работает на природном газе — это относительно чистый источник тепла по сравнению с углем и мазутом, тем не менее, и он является производителем большого количества парниковых газов. Кроме того, огромные территории, на которых происходит разведка и добыча природного газа, подвергаются сильному антропогенному воздействию. Сотни тысяч гектаров земель отчуждаются для прокладки трубопроводов, которые сами по себе также потенциально опасны. В совокупности это колоссальное воздействие на экологию. Прибавьте также усиливающийся от использования природного газа парниковый эффект и то, что это топливо не бесконечно, — и вы увидите, что альтернативу искать необходимо.
По мнению эколога, необходимо учитыва один важный момент, связанный с природным газом: сейчас мы потребляем его по цене в 2 раза ниже, чем платят за наш газ европейцы. Но на протяжении следующих нескольких лет внутренние цены будут доведены до уровня мировых — в связи со вступлением в ВТО. И соответственно, электроэнергия, производимая ТЭЦ-2, будет дорогой.
"Второй традиционный источник тепла — каменный уголь, - продолжил Алексеев. - В Калининградской области сотни угольных котельных и тысячи котелков индивидуальных — об экологичности этого вида топлива вообще нечего говорить: уголь сжигается в самых примитивных системах, практически без пылегазоочистки, в воздух выбрасывается много мелкодисперсной сажи, а также сернистый газ, который, соединяясь в атмосфере с водными парами, выпадает на землю в виде серной кислоты. Но это не самое страшное. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается бензапирен — мощный канцероген. Содержание его в воздухе Калининграда на протяжении десятилетий превышает предельно допустимый уровень концентрации. И заболеваемость онкологическими заболеваниями также растет год от года — по оценкам специалистов, вклад экологического фактора в заболеваемость составляет от 25 до 40%".
Уголь, по словам Алексеева, опять же, является ископаемым топливом, то есть когда мы бросаем уголь в топку здесь, мы должны понимать, что это лишь вершина айсберга — необходимо учитывать тот ущерб, который причиняет такая грязная с экологической точки зрения промышленность, как угольная.
"Эти энергоносители мы получаем из России, но их везут через границы других государств, которые в любой момент могут повысить тарифы, - сказал он. - Интересно, что и радиационное загрязнение среды при использовании угля также имеет место быть — в районе каждой крупной угольной ТЭЦ радиационный фон год от года повышается. Этот шлейф тянется от дымовых труб на многие десятки, а то и сотни километров — там радиационный фон выше естественного в 2-3 раза. В то же время работающая в штатном режиме АЭС не является источником загрязнения среды: в районе станции не повышен радиационный фон, он природный".
По словам Феличкса Алексеева, все вопросы, которые вызывает атомная энергетика, связаны с крупными авариями Чернобыля и Фукусимы, а также с проблемой захоронения радиоактивных отходов.
"Балтийская атомная станция конструктивно отличается от Чернобыльской, здесь будет установлен водо-водяной реактор, станции такой системы — самые распространенные в мире. БтАЭС строится по проекту, похожему на АЭС, построенную в Китае. Она признана экспертами МАГАТЭ (международная организация по атомной энергетике) самой безопасной в мире. А с учетом прошедших лет проект БтАЭС был еще более усовершенствован, - заключил он. - Повторюсь, в экологическом отношении атомная энергетика — самая чистая".