12:54

Для "черных копателей" 5 тысяч рублей штрафа – ни о чем. Необходимо вводить уголовную ответственность

  1. Новости
Собеседником Елены Воловой в эфире программы "Авторитет" на радио "Комсомольская правда — Калининград" стал генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин.
 
— Добрый вечер, Михаил Иванович, первый вопрос. Сегодня мы впервые встречаемся с вами не только как с генеральным директором одного из самых главных предприятий региона, но и как с депутатом областной думы. Почему вы решили пойти в политику?
— Такое решение зрело уже достаточно давно, потому что те проблемы, с которыми сталкиваются жители и региона, и страны, у многих достаточно сложные. И сделать жизнь простых людей чуточку лучше — вот это основная задача депутата любого уровня.
— А как вам в кресле депутата? Уже посидели?
— Посидели.
— Ничего? Удобно?
— Ответственно.
— Вы быстро освоили эту премудрость — на кнопки нажимать?
— Вопрос непростой, но, вообще, там всё написано. Надо было просто надеть очки и повнимательнее прочитать порядок голосования.
— А теперь перейдем к вашей основной деятельности, к вашей должности директора Янтарного комбината. Недавно вы блестяще провели янтарный форум. За это вам огромное спасибо. Мы так долго его ждали, и он никак не мог свершиться, и вот теперь — наконец-то! Сами как, чувствуете себя победителем?
— Вы правы, нас долго укоряли, что мы один раз анонсировали проведение форума, второй раз, и вот наконец-то он состоялся. Мы считаем это победой.
— Какая цель была основная? Как вы считаете, что удалось?
— Задача была показать, что мы не просто сырьевая страна, а что мы действительно можем делать уникальные изделия и что все-таки столица янтарной отрасли — это Калининградская область. Мы специально делали упор на деловую часть и научную, потому что для того, чтобы развивалась отрасль, для того, чтобы двигаться вперед, мало делать те бусы, которые мы видим чаще всего на прилавках. Янтарная отрасль — это несколько больше, на наш взгляд. Это действительно уникальные ювелирные изделия, которые надо показывать на лучших витринах мировых магазинов. Это и парфюмерия, и медицина, и сельское хозяйство, и производство. Задача этого форума — дать такой толчок для движения отрасли, чтобы это был основной фундамент её развития в области в целом.
— Все приехали, кого звали?
— Часть ВИП-персон не приехала по объективным причинам. Но мы открыто анонсируем второй форум — с 21 по 23 июля. Дата 21 июля выбрана неслучайно, ведь в этот день исполняется 70 лет Янтарному комбинату.
— Говорят, что вы даже какой-то союз с косметологами образовали…
— В области очень много предприимчивых людей, которые хотят и умеют работать. Совместно с представителями косметической промышленности создана рабочая группа, на ближайшей встрече будут определены основные направления в работе. Наработки уже есть, задача — всё это организовать и дать этому определенный импульс.
— Чуть-чуть приоткройте завесу: в каком направлении планируют двигаться косметологи?
— Это и кремы, и скрабы, и масла, и мыло — целый комплекс. Так же как, скажем, в Израиле используют Мертвое море, их косметика пользуется популярностью во всем мире. Я убежден, что нам ничего не мешает сделать такой же бренд косметики Янтарного края.
— Что касается сельского хозяйства, я тоже слышала, что используется янтарь?
— Опыт показал, что на полях, которые проходят обработку янтарем, урожайность повышается на 30-40%.
— То есть такие проекты мы тоже планируем?
— Совершенно верно.
— Михаил Иванович, скажите, пожалуйста, такие проекты всегда способствуют развитию туристической привлекательности региона. Какие точки роста могут быть у нас в Калининградской области, что, на ваш взгляд, может являться каким-то толчком для развития?
— Я убежден, что то положение, которое занимает Калининградская область на глобусе нашей планеты, оно очень уникальное со всех точек зрения. Здесь и коса, и море, и свежий воздух, это всё именно туристическая привлекательность. Я скажу, что даже карьер и музей Янтарного комбината — одни из главных достопримечательностей Калининградской области, здесь за год бывает минимум 55 тысяч туристов. И мы планируем эту цифру увеличить. Но я бы видел Калининградскую область как туристический объект, куда можно поехать. Шикарные бассейны с йодом, с калием, магнием — для сердечников — и так далее, потому что основной массе людей противопоказано солнце. И многие возвращаются из Сочи, из Ялты, привозя оттуда кучу побочных болезней.
— Сердечных?
— И сердечных, и всякие опухоли начинают расти и так далее.
— То есть вы видите Калининградскую область как туристический регион с акцентом на оздоровительный туризм?
— Но если где-то в Египте, в пустыне в Шарм-эш-Шейхе, египтяне сделали Мекку для туристов, то что мешает нам сделать Мекку для россиян? Я в этом нисколько не сомневаюсь.
— Михаил Иванович, вы променяли Москву на Калининград. Не жалеете об этом?
— Я абсолютно не жалею, и моя семья не жалеет. Потому что Москва — город не для жизни, он достаточно жесткий. Именно здесь настоящая жизнь, здесь много знакомых, много близких, а в Москве десятилетиями живешь в квартире — и не знаешь, кто над тобой, кто под тобой. Здесь немножко другие отношения.
— Давайте закончим тему личного таким вопросом: скажите, пожалуйста, все-таки что это было, когда вы сначала уволились, а потом вернулись?
— Никакого секрета в этом нет. На тот момент сложились обстоятельства: в Москве были предложены несколько интересных проектов, и мы, в принципе, семьей собрались уезжать, но потом руководство Ростеха решило, что развитие комбината — это приоритетная задача. В руководстве Ростеха было принято решение,  что все-таки необходимо остаться здесь.
— Вы не расстроились?
— Я счастлив.
— Вы же любите Калининград?
— Обожаю!
— Сейчас мы перейдем к вопросу, который уже некоторое время будоражит местное сообщество янтарной отрасли. Вас всегда обвиняют в том, что вы ущемляете интересы местных производителей, передаете янтарь за границу. Какова сегодня политика комбината именно с точки зрения поддержки местных производителей?
— До недавнего времени было у нас определенное недопонимание. Я убежден, что та политика, которую комбинат проводил в последние 3 года, была единственно правильной. Потому что поощрять спекуляцию в таких размерах, в которых она была, я считаю, это просто развращать людей, мы бы просто отрасль убили. Настоящих производителей в отрасли от силы 30-40, и форум это показал.
— Вы со всеми ними в контакте?
— Абсолютно, мы не просто с ними в контакте. Мы плотно работаем, за последний год было сделано достаточно много. Был разработан классификатор янтарной продукции, была разработана торгово-бытовая политика, именно совместно с янтарным сообществом. Кроме того, мы создали экспертный совет, куда вошли основные руководители янтарных союзов и художников калининградской области, мы подготовили стратегию развития калининградского комбината, которая сейчас находится на утверждении в Ростехе.
— Михаил Иванович, какова потребность местных переработчиков в янтаре?
— По нашим совместным с ними оценкам, если местные производители будут 50 тонн перерабатывать в конечный продукт, это будет замечательно.
— А сколько вы готовы дать?
— Столько и готовы дать.
— Когда мы говорим о цене, часто они говорят о том, что цены высокие, недоступные. И мало того, ещё и качество янтаря не такое, какое им необходимо. Скажите, как сейчас обстоит дело с этим заказом, как вы взаимодействуете?
— Первый аукцион, который был ровно год назад, в октябре 2015 года, показал ту цену, которую он показал. Аукцион есть аукцион. Мы сейчас вышли на электронную товарно-сырьевую биржу в Санкт-Петербурге, которая является индикатором рыночной стоимости янтаря. И любой янтарщик может зарегистрироваться и покупать любой объем янтаря. Мы можем сколько угодно говорить о модернизации Янтарного комбината, но весь объем янтаря, который у нас есть, Калининградская область не проглотит, надо судить объективно. Основной потребитель (есть, был и будет) на сегодняшний день — Китай. Это почти миллиард триста населения, ни для кого не секрет, что для китайцев янтарь — это священный камень, и мы сейчас занимаемся проработкой такого вопроса, чтобы не только Китай, есть ещё такие страны, как Индия, Япония, Индонезия.
— То есть нет цели продать янтарь за границу? Просто потребность региона сейчас меньше, чем рынок сбыта.
— Тем не менее даже если будут подписаны эти контракты и начнется отгрузка, то предусмотрено, что 50% сырья, которое будет отгружено тем же китайцам, они обязаны переработать на территории России. Это заставит китайцев здесь строить цеха, новые рабочие места и так далее.
— Какими силами мы будем их перерабатывать? У нас здесь есть ресурс, который это позволил бы?
— "Черных копателей", которые по всей области бегают, можно мобилизовать сюда. И потом: это же не только в Калининградской области, многие регионы издревле занимаются ювелирным промыслом. Это Костромская область, это Урал и так далее, и я думаю, что при желании найдем. Тем более что это будут не уникальные изделия. Это может быть первоначальная обработка.
— Как-то вы сами, как крупнейший производитель, на цену янтаря влияете?
— Наша основная задача – чтобы у нас склады были пустые.
— И я так понимаю, что вот уже несколько лет бьются с "черными копателями", с криминализацией общества. Как вы считаете, достаточные ли меры принимаются?
— На мой взгляд, силовые ведомства достаточно активно в этом направлении ведут свою работу. И кого-то упрекать, что в чем-то эта работа недостаточна, было бы неправильно. Другое дело, что та законодательная база, которая есть, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Потому что для человека, который может за сутки заработать достаточно крупные денежные средства, 5 тысяч рублей штрафа – это просто ни о чем. Необходимо вводить уголовную ответственность, чтобы штрафы сделали незаконную добычу нерентабельной.
— А сами вы сейчас насколько эту ситуацию оцениваете? Насколько она критична?
— Я думаю, что она критична. Эти объемы составляют примерно 30% от годового объема. Это подрывает и рынок.
— У местных янтарщиков есть претензии по поводу качества предоставляемого им янтаря. Говорится о том, что лучший янтарь не содержится в лотах для местных предпринимателей.
— В настоящее время лоты отпускаются в прозрачной пластиковой таре. Раньше янтарь продавался в мешках. Я убедил в свое время и руководителей, что мы должны быть максимально открытыми.
— А сами лоты для местных формируются только из высококачественного янтаря или разные?
— Янтарь в земле неоднороден, поэтому разные. Цена разная, поэтому говорить о том, что человек купил третий сорт за копейки и он чем-то недоволен… Он видел, что покупает. Янтарь 1-го сорта дорогой, поэтому он и первого сорта.
— Расскажите, пожалуйста, о перспективах. Какие ваши перспективные планы?
— В ближайшее время будет проведен конкурс на проектирование совершенно нового комбината. С осени 2017 года планируем начать строительство совершенно нового комбината, где полностью будет модернизировано всё. Основная задача — увеличить добычу янтаря до 600 тонн в год.
— Михаил Иванович, и несколько вопросов о семье. Что это для вас?
— Семья, наверное, в жизни любого человека — это всё. Потому что насколько у человека крепкий тыл, насколько человек себя хорошо чувствует в семье, настолько хорошо он и работает. Я благодарен своей супруге, что мы с ней вместе 35 лет.
— Янтарная свадьба у вас была?
— Да, янтарная свадьба — это прямо какое-то Божье, так сказать, провидение.
— Что самое главное, чему учили вас родители?
— Терпению, наверное. Потому что терпение в сложной ситуации — это и есть победа.
— Чем занимаются ваши дети?
— Дочь старшая — юрист, а сын — экономист, он работает в банке.
— Внуки уже есть?
— К сожалению, пока нет, поэтому я ещё не дедушка, я ещё молод.
— Любимое блюдо, которое вам готовит супруга?
— Мое любимое блюдо — яичница, но я ее готовлю лучше сам.
— Спасибо вам большое за интервью.