В январе 2020 года таксисту из Гурьевска Семуру Тагиеву выстрелили в лицо и спину из травматического пистолета. Мужчине раздробило перегородку носа, он не может нормально дышать. Уголовное дело до сих пор не передано в суд. «Клопс» пообщался с Семуром и его адвокатом.
Семур Тагиев и сейчас помнит события того вечера. Его последний заказ был назначен на полночь, надо было забрать продавцов из «Виктории».
«Пока ждал людей, поехал на ближайшую заправку. Там стояли таксисты, мы поговорили. Потом я выехал на трассу, а передо мной «Рено». Он начал то тормозить, то поджимать меня. Я обогнал, а он мне фарами сигналит, чтобы я остановился. Я вышел спросить, что случилось. За рулём была женщина, с пассажирского сидения вышел мужчина со словами: «Я тебе покажу, что случилось». Ударил меня в висок. Я попятился, а он достал пистолет и выстрелил в упор в лицо.
Боль была такая, будто голова разорвалась, кровь ручьём хлынула.
Я даже не понял сразу, что пуля в носу. Машину бросил, побежал, а он мне в спину ещё выстрелил».
Нападавший рассказал свою версию
Всё происходило рядом с местным отделом полиции, раненый побежал туда. Мужчина и женщина на Renault уехали. Сотрудники ОВД вызвали скорую. На следующий день нападавший Дмитрий Кондрашевич (имя изменено) сам пришёл в полицию и рассказал свою версию случившегося.
«Он говорил, что им угрожали таксисты, не давали проехать. Но на записях с камер наблюдения супермаркета этого нет — пара спокойно выехала с парковки. Также была версия, что якобы я его подрезал и напал на него, а он оборонялся. Кондрашевич заявил, что увидел у меня нож, испугался и поэтому выстрелил, но зачем он стрелял мне в спину? Никаких травм у него не было. Кроме того, если бы у меня в руках был нож, то он выпал бы — я двумя руками закрывал лицо», — говорит Семур.
«Задыхаюсь и мучаюсь от болей»
Семур перенёс три операции, рану на носу зашили. Судмедэксперты установили, что между пазухами образовалось отверстие, резиновая пуля сломала кости носа и верхнечелюстную пазуху. Считается, что при этой травме здоровью нанесён вред средней тяжести. Глубокий шрам «является неизгладимым», чтобы убрать его, потребуется косметическая операция.
«У меня постоянно головные боли, подскакивает давление, я задыхаюсь. Хожу по врачам, а толку никакого. Сплю только на левой стороне, потому что, если переворачиваюсь, задыхаюсь во сне. Это мучительно: постоянно испытывать недостаток кислорода. Ходил к пластическому хирургу, было предложение сделать силиконовый нос, но врач сказал, что это не спасёт: со временем вся эта конструкция может отвалиться», — вздыхает Семур.
Закрывали и возвращали в полицию
В марте 2020 года следователи гурьевской полиции возбудили уголовное дело по п. «З» ч. 2 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия, опасного для жизни человека, повлекшего за собой… утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица...»). Она предусматривает до 10 лет лишения свободы. Впоследствии уголовное дело несколько раз то возвращали с формулировкой «для дополнительного следствия», то вообще прекращали.
«Как мы понимаем из постановлений прокуратуры, действия Кондрашевича — это исключительно самооборона. Уже два года мы обжалуем эти решения следствия и прокуратуры, добиваемся, чтобы виновного наказали. Наконец, в конце 2021 года я узнал, что уголовное дело в отношении Кондрашевича собираются передать в суд, пришёл в полицию и узнал: прокуратура потребовала переквалифицировать статью на более мягкую: 112 УК РФ («Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести») — до пяти лет лишения свободы. В ведомстве мотивируют это тем, что в материалах дела нет сведений, указывающих на обезображивание моего лица», — говорит Семур.
Хорошо владеет оружием
Адвокат Михаил Савицкий полагает, что передачу дела в суд затянули. Прокуратура указывала, что Кондрашевич оборонялся, но в деле нет доказательств того, что Семур угрожал:
«Кондрашевич использовал травматический пистолет «Стражник» с пулями в резиновой оболочке, у него есть разрешение на оружие. В руководстве по эксплуатации травмата указано, что оружие опасно, если его применять на близком расстоянии. Мало того, он стрелял в голову — это запрещено даже в целях самообороны, а затем ещё и в спину убегающему человеку. Кондрашевич — бывший военный, капитан запаса, в 1999 году служил в Дагестане, хорошо владеет оружием. Он не мог не знать о таких вещах. Мы считаем, что он действовал умышленно, ведь его жизни или здоровью ничего не угрожало».
Адвокат говорит, что если дело поступит в суд с обвинением по ст. 112 УК РФ, они будут просить вернуть его на новое рассмотрение. Насколько ещё затянется процесс, неизвестно.
Дорожный конфликт разгорелся в ночь с 26 на 27 января 2020 года на Калининградском шоссе в Гурьевске. Мужчина выстрелил из травматического пистолета в голову подрезавшему его водителю.