В Калининграде пошли под суд сотрудники управления экономической безопасности. Их обвиняют в превышении служебных полномочий и краже янтаря из ювелирного магазина. Корреспондент «Клопс» изучил подробности громкой истории.
Редакция приводит показания потерпевших, свидетелей по делу и выдержки из официальных документов. Окончательные выводы о наличии или отсутствии вины в действиях подсудимых сделает суд. Фамилии обвиняемых изменены.
Что случилось на Черняховского
19 июля 2017 года в магазин «Янтарная Альтона» на Черняховского нагрянули с обыском полицейские. Они разгромили торговую точку, забрали 41 килограмм камней и ювелирных изделий и увезли в неизвестном направлении.
Как позже выяснит следствие, операцию провернул оперуполномоченный Роман Тигунцов. Ему помогали два других опера — Руслан Шибулин и Иван Багуцкий, а также замначальника отдела Сергей Баширов. Полицейские получили «добро» на обыск, доложив руководству, что в «Янтарной Альтоне» может находиться ворованный янтарь: в УМВД как раз расследовали дело о краже камня у некоего Аксакова (фамилия изменена — ред.).
Из показаний хозяйки магазина Татьяны Поповой:
«Днём 19 июля я была в магазине одна. Товара у нас было более чем на 15 миллионов рублей. Люди приходили по звонку, свободный доступ покупателей был ограничен, входная дверь всегда закрыта. В магазине была система охраны и видеонаблюдения. Помимо продукции, выставленной на продажу, в сейфовой комнате хранились очень дорогие заготовки и изделия.
Около 16 часов пришли двое давних клиентов. Мы рассматривали камни и изделия в офисном помещении магазина <...>. В это время у порога появилась группа мужчин. Позже я узнала, что это были сотрудники УЭБ и ПК УМВД (управления экономической безопасности и противодействия коррупции — ред.). Они больше часа стояли за дверью, но не стучали и не просили открыть, мы их не видели. По телефону о них сообщили сотрудники соседнего ломбарда. Я вызвала нашего адвоката и нажала кнопку сигнализации.
Через час к входу магазина подошёл мужчина в синем костюме. Впоследствии я узнала его имя — Сергей Баширов. Он дёрнул ручку двери, проверил, что она закрыта и отошёл. Вскоре раздался грохот. Изображение с камер видеонаблюдения выводится на монитор в офисе, и мы увидели, что мужчины в защитных масках (это были сотрудники СОБРа) ломают окно.
Они влезли в магазин и криками отдавали нам распоряжения лечь на пол и положить руки на голову…
Через несколько секунд в офис вошли Баширов, Шибулин, Багуцкий, там были ещё двое их коллег. На улице был ещё один сотрудник — Роман Тигунцов, с которым я была знакома около десяти лет, но я его не видела, узнала о его участии позже. Кто-то из них начал ломать систему видеонаблюдения, вырывая видеокамеры с проводами. Они повредили системы пожарной и охранной сигнализаций.
Полицейские ходили по всем помещениям магазина. В поисках янтаря и изделий они ломали мебель, стены и потолок, оторвали решётки радиаторов отопления.
У меня Баширов очень грубо стал спрашивать, где находится янтарь, документы на него и ключи от сейфов. Я ответила, что должен приехать наш адвокат, у входа стоит директор ООО «Альтона» Анна Путылина, у которой ключи от сейфовой комнаты и все документы, в том числе, подтверждающие легальность товара. Баширов категорично ответил, что к следственным действиям никого не допустят».
Сотрудники СОБР положили на пол покупателей и надели на них наручники.
Из показаний покупателя К.
«Около 15 часов я пришёл купить чётки из янтаря. В магазине уже был мой знакомый М. Затем в офис ворвались сотрудники СОБР, меня прижали коленом к полу, сказали выложить всё из карманов. Забежали ещё несколько человек, спрашивали, где деньги и янтарь. На меня и второго покупателя надели наручники.
Мы пролежали лицом вниз два часа.
Примерно в 19:30 кто-то распорядился доставить нас для допроса в отдел полиции. Шибулин отдал мне мои вещи — мобильный телефон, ключи и портмоне, в котором лежал янтарь-сырец капля весом около 10 грамм. Полицейский забрал каплю себе».
В полиции К. допросили в качестве свидетелей «по какому-то уголовному делу». На следующий день он снял побои, впоследствии обоих мужчин признали потерпевшими.
Из показаний потерпевшего М:
«Нас положили на пол и обыскали. Баширов проверил содержимое моих карманов, снял с меня обувь. Мы лежали в торговом зале. Сотрудники полиции в это время обыскивали помещения, изымали янтарь и изделия. Я слышал звуки ударов, падения различных предметов.
Они требовали ключи от сейфа, спрашивали, где янтарь и деньги, говорили, что «разнесут магазин», но их найдут…»
Из показаний Татьяны Поповой:
«Багуцкий сказал мне, что обыск проводится в рамках какого-то уголовного дела, возбуждённого по факту кражи янтаря и изделий. <...> Шибулин потребовал открыть дверь в сейфовую комнату. Это было единственное помещение, куда они ещё не смогли попасть».
Ключи от него были у другой хозяйки магазина, Анны Путылиной. Она стояла на улице. Шибулин и Баширов вывели Татьяну на крыльцо.
Из показаний Анны Путылиной:
«Я привезла все учредительные документы и документы бухучёта, подтверждающие легальное происхождение янтаря и изделий, представилась директором ООО, потребовала допустить меня и адвоката к участию в обыске. Но нас не пустили в магазин, сказав, что документы не нужны, а только забрали ключи от сейфовой двери».
Когда Татьяна Попова открыла комнату, полицейские забрали ключи и потребовали, чтобы женщина вышла: «Меня под руку вывели в офис, хотя я требовала проводить обыск в одном помещении, с моим участием, вести видеозапись. Я не видела, что делают полицейские в сейфовой комнате».
Самый дорогой янтарь исчез
Как рассказала Татьяна Попова, примерно через полтора часа приехал сотрудник пресс-службы УМВД и стал снимать на видео помещения и товар. Меня провели в торговый зал. Багуцкий и Шибулин показали оператору три пакета, заявив, что собираются изъять найденное.
Заглянув в пакеты, Попова не обнаружила в них первосортных украшений и самого дорогого янтаря — белого и «пейзажного». Такие ценности, по словам Татьяны, «хранились в сейфовом помещении в одном пакете и относились к первосортному товару, который пользуется большим спросом». Среди официальных вещественных доказательств самый дорогой янтарь, хранившийся в сейфовой комнате, не был обнаружен.
Из показаний свидетеля С., сотрудника пресс-службы УМВД:
«Попова была в явном недоумении. Она внимательно осмотрела содержимое каждого пакета, доставая из них янтарь. С каждой минутой её возмущение нарастало, она стала говорить, что в пакетах не хватает какого-то очень дорогого янтаря, который находился в сейфовой комнате. Не обнаружив искомый янтарь, Попова заявила, что его украли в ходе обыска. Шибулин это отрицал, сказал, что всё на месте и они всё найдут».
Как выяснится во время следствия, общая стоимость пропавших из «Янтарной Альтоны» драгоценностей и камней составила почти 14,2 млн рублей.
Из показаний Татьяны Поповой:
«Я потребовала от Багуцкого указать в протоколе сведения о похищенном имуществе, описать и взвесить каждый предмет, на что получила категорический отказ. Янтарь-сырец и изделия изъяли общим весом — 41 кг <...>.
Я отказалась подписывать протокол. <...> Понятые наблюдали не за действиями сотрудников полиции и проведением обыска, а за мной. Они не входили в сейфовую комнату и не видели, что делают там полицейские. Позже я узнала, что оба понятых проходили учебную практику в УЭБ и ПК УМВД».
По словам Татьяны, записи с камер наблюдения уничтожили: «Баширов бросил диск на пол и растоптал». Но происходящее около «Янтарной Альтоны» запечатлела камера соседнего ломбарда. На записи видно, как сотрудник СОБР выносит из магазина чёрную сумку, накрытую бронежилетом и кладёт её в Mercedes Тигунцова, а последний открывает багажник.
Что было в чёрной сумке?
К фиктивному обыску привлекли двух сотрудников СОБР. Вот, что рассказал один из них:
«В сейфовой комнате на стеллаже у стены находилось от трёх до пяти чёрных пакетов. Шибулин сказал: «Вот то, что мы искали».
Он перенёс предметы из сейфовой комнаты в коридор, потом потребовал у меня принести из багажника сумку из-под бронежилета. В неё Шибулин положил чёрный пакет размером 40 см х 30 см, набитый битком. Содержимого я не видел — пакет был закрыт сверху. На вопрос относительно пакета, Шибулин ответил: «Все нормально, братан!» — тем самым дав понять, что это не наше дело и не стоит задавать «лишних вопросов».
Шибулин пытался закрыть сумку, но края не сходились. Он попросил Е. снять бронежилет, накрыл им сумку и потребовал отнести в багажник автомобиля. Она весила не менее 30 кг.
Когда Попова возмущалась, что не хватает ещё одного пакета с самым дорогим янтарём из сейфовой комнаты, по реакции Шибулина я понял, что этот пакет находился в сумке из-под бронежилета».
Как рассказала следователю Анна Путылина, обыск закончился примерно в 23 часа. Когда она зашла в магазин, увиденное повергло в шок: кругом разгром, поломанные прилавки, дыры в стенах, вырванные камеры наблюдения, датчики.
Другая совладелица, Тамила Гарбузюк, также признанная потерпевшей, уточняла: «После обыска из магазина пропало всё имущество. В том числе янтарь-сырец хорошего качества, первого сорта, который мы покупали с 2016 года, чтобы организовать производство».
Чем занималась «Янтарная Альтона»
Три подруги, Анна Путылина, Тамила Гарбузюк и Татьяна Попова, открыли «Янтарную Альтону» в 2015 году. ООО «Альтона» оптом и в розницу продавала изделия из янтаря. Предпринимательницы сотрудничали с крупными китайскими компаниями, покупателей было хоть отбавляй, в их числе — российские знаменитости. Прилавки ломились от шикарных украшений.
Калининградки планировали открыть собственное производство и стали скупать отборный крупный янтарь. Кроме того, брали камни и изделия на хранение — для этого и оборудовали сейфовую комнату.
С Тигунцовым Татьяна Попова была знакома задолго до открытия янтарного бизнеса. Однажды он сообщил, что перешёл на работу в УЭБ, где занимается делами «янтарщиков».
Из показаний Татьяны Поповой:
«Несколько раз он передавал мне янтарь-сырец на реализацию. Примерно за месяц до обыска я рассказала ему о работе в магазине — его расположении, про сейфовую комнату и много дорогих изделий. Думаю, обыск был организован для кражи янтаря. После обыска Тигунцов прекратил со мной все контакты».
Владелицы магазина написали заявления в УМВД, прокуратуру, СК и УФСБ. Начались проверки, впоследствии возбудили уголовное дело. А бизнес пришлось закрыть — у «Альтоны» не осталось товара.
Четыре года следствия и судов отняли, наверное, лет десять моей жизни. Мы остались ни с чем.
Кстати, Тигунцов — единственный, кто после случившегося уволился из органов. Другие остаются действующими сотрудниками полиции.
Первое время женщины пытались найти пропавший янтарь. Они рылись в интернете и мониторили группы и чаты, в которых перекупщики ищут и предлагают товар. Удалось отыскать некоторые «изъятые» предметы.
Адвокат потерпевших Алексей Созвариев:
«Часть янтаря оказалась в Китае, часть в Калининградской области. УФСБ организовало проверочные закупки. То, что удалось найти, приобщили к материалам дела в качестве вещественных доказательств.
Янтарь, «официально» изъятый общим весом в 41 килограмм, также приобщён к материалам дела, но не в полном объёме: часть камней и изделий пропали во время хранения в отделе полиции. Уголовное дело по этому факту было выделено в отдельное производство, на данный момент его расследование приостановлено.
Прокуратура признала незаконным обыск в магазине «Янтарная Альтона». Выяснилось, что по «делу Аксакова» прошло около 20 обысков.
Под видом желания найти украденные у Аксакова бусы и чётки они изымали у людей крупные суммы денег и изделия, которых не было в перечне пропавших — это установлено следствием.
Вину не признают
Все четверо сотрудников полиции не признают ни одно из предъявленных обвинений, они отказались от дачи показаний в суде. Их адвокат Сергей Баранов сообщил «Клопс»: «Пока мы не готовы давать комментарии».
Шибулина, Баширова, Тигунцова и Багуцкого задержали в 2017-м, они год провели в СИЗО. Дело передали в суд летом 2019-го, судебное следствие окончилось через два года. В июне 2021 года прокурор отказался от части обвинений и попросил признать четверых экс-полицейских виновными по п. «б» ч. 4 ст. 158 («Кража, совершённая группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере»), троих из них — по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Сторона обвинения просит назначить от семи до 10,3 лет общего режима и штраф в 500 000 рублей каждому, а также лишения званий.
Приговор вынесут после прений. «Клопс» сообщит о результате судебного разбирательства.
Сотрудников управления экономической безопасности и противодействия коррупции арестовали в августе 2017 года. Они были взяты под стражу после того, как официальный представитель МВД Ирина Волк отчиталась об изъятии в Калининграде более 164 кг нелегально добытого янтаря.
В видеоролике, опубликованном силовиками, была использована запись с обыска. На кадрах человек в гражданской одежде демонстрирует крупные куски необработанного янтаря. Это и был арестованный впоследствии майор Ш. Вместе с ним были задержаны Сергей Б., Роман Т. и Иван Б.