10:41

"Ъ": моряки со сгоревшего в Баренцевом море глубоководного аппарата сознательно не стали эвакуироваться

  1. Новости

Экипаж глубоководного аппарата в Баренцевом море после возгорания на борту мог эвакуироваться на лодку-носитель, но предпочёл отказаться от этой возможности и действовать в чётком соответствии с "Руководством по борьбе за живучесть". Об этом во вторник, 23 июля, со ссылкой на близкие к расследованию источники сообщил "Коммерсантъ".

Подводники до последнего боролись за станцию. Гидронавты погибли от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, утверждают источники "Ъ".

Собеседники издания пояснили, что авария в начальной её стадии не представляла большой опасности для экипажа. Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Все члены команды были обеспечены портативными дыхательными устройствами ПДУ-3. С их помощью можно продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении. 

Действующее в военно-морском флоте "Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок" предписывает морякам оставаться в тех отсеках, где их застал пожар. Этот же документ обязывает членов экипажа бороться с аварийной ситуацией на своём месте. Уход из горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность, пояснили эксперты, на которых ссылается "Ъ". 

Указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет. Гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников, пишет "Коммерсантъ". Поэтому, как только стало известно о задымлении в аккумуляторном отсеке, командование приказало проверить дыхательные аппараты и перейти на лодку-носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть. Борт покинули шесть человек, а на станции остались десять офицеров-гидронавтов.

Уже после доставки АС-31 на базу выяснилось, что в борьбе за живучесть аппарата гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. Кроме того, через 40 минут работы на терпящей бедствие станции офицеры "издышали", по словам собеседников "Ъ", все изолирующие дыхательные средства. Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, у командира лодки-носителя запросили разрешения эвакуироваться на неё. 

Чтобы помочь команде подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из сменного экипажа. После того как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, скорее всего, произошёл взрыв. Спастись никому не удалось. 

Одной из возможных причин пожара в научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море, где погибли 14 российских моряков, могло стать короткое замыкание в распределительном щите.