Новости
19.12.2017
08:34

Непредвиденные расходы: где найти деньги при форс-мажоре

Непредвиденные расходы: где найти деньги при форс-мажоре
Все мы рано или поздно сталкиваемся с непредвиденными расходами. Сломалась машина, затопили соседей или потеряли работу и пришлось залезть в заначку? А может, так увлеклись шопингом, что потратили больше разумной суммы? Что делать с неожиданными тратами, разбираемся.

Формируем резервный фонд

Резервный фонд предусмотрен в любом серьёзном бюджете — неважно, страна это или предприятие. Неприятности случаются, экономисты это знают очень хорошо. Именно для этого и существует в бюджете отдельная статья: для непредвиденных расходов.
Так чем же семейный бюджет хуже? Любой эксперт по финансовой грамотности скажет вам, что семье просто необходим свой резервный фонд — так называемая подушка безопасности. Она поможет в случае форс-мажорных обстоятельств.
"Недавно я затопила соседей. Залив произошёл по моей вине, и мне пришлось сразу отдать жильцам двух этажей подо мной тридцать тысяч рублей. Сбережений у меня не было. Поэтому пришлось влезть в долги. Пытаюсь поскорее выйти из этой истории", — рассказывает калининградка Светлана.
Вот как раз для таких случаев и нужна подушка безопасности. Это та сумма на вашем счету, которая поможет продержаться до момента возвращения к привычному уровню доходов.
Обычно размер финансовой подушки составляет от трёх до шести месячных расходов. Ведь даже если случилась неприятность и вам экстренно понадобились деньги — вы заболели, потеряли работу, возникли срочные расходы, то вы должны при этом иметь возможность платить за еду, квартиру, транспорт, кредиты.
Зарабатываете 30 000 рублей в месяц? Значит, нужно постараться отложить 90–180 тысяч рублей. Резервный фонд не формируется в одночасье, придётся начать откладывать средства. Для этого необходимо вести семейный бюджет и запланировать там эту важную статью — "подушка безопасности". Сформировали подушку? Отлично! Вполне вероятно, что "чёрный день" и не наступит, зато тот факт, что у вас есть деньги, будет приятно греть душу.

Средства в резервном фонде должны быть высоколиквидными, то есть их можно оперативно изъять без потерь, например, с банковского счёта. Лучше всего для хранения резервного фонда подходит депозит. А вот хранить эти средства в ценных бумагах или драгоценных металлах не стоит — трудно прогнозировать, в каком состоянии будет рынок, когда вас настигнет кризисная ситуация.

Страховка как способ избежать форс-мажора

Для дополнительной поддержки желательно создать свой личный страховой щит. Определите, какие из ваших активов вызывают у вас тревогу, пишет портал Вашифинансы.рф.
Страхование — это защита от рисков в период, определённый договором (чаще всего год). Неприятности случаются: дома горят, машины бьются, а сложную травму лечить очень тяжело и дорого.
Ответьте себе на вопрос: что случится, если я потеряю возможность работать и получать регулярный доход? Стоит обратить внимание на программы рискового или накопительного страхования жизни (НСЖ), если от вашего дохода зависит благополучие близких — например, маленьких детей. НСЖ — это нечто среднее между страховкой и банковским депозитом.
С одной стороны, в случае возникновения страхового случая вы имеете право использовать эти деньги по назначению, с другой — если такой случай не наступит, вы можете снять деньги в конце определённого периода и использовать их по своему усмотрению.
Нелишним будет застраховать и имущество. Может так случиться, что или вы, или вас зальют соседи или же вы забудете выключить плиту, воду, утюг. Стоит подумать о том, чтобы застраховаться от нанесения ущерба третьим лицам.

Может, я много трачу?

Как быть, если вы стараетесь сформировать резервный фонд, но всё-таки нет-нет да и залезаете в заначку? Не хватает денег и нечем платить за квартиру или не на что купить продукты — и вы вновь и вновь потрошите финансовую подушку? Если вы уверены, что зарабатываете достаточно, но денег всё равно не хватает, то, скорей всего, вы неверно ведёте семейный бюджет.
Сегодня многие люди понятия не имеют, на что у них уходит 25–30% дохода в месяц, говорит исполнительный директор Института финансового планирования Андрей Федяев. А значит, необходимо завести привычку каждый день записывать, сколько и на что вы тратите. Сохраняйте чеки и билеты на транспорт, запоминайте все траты, которые совершаете в течение дня, а вечером аккуратно вносите их в таблицу доходов и расходов. Уже через месяц вы увидите, на что уходят заработанные деньги, и поймёте, на чём можно сэкономить.
И старайтесь избегать спонтанных покупок. Именно они часто проделывают немалые бреши в бюджете. Идёте в магазин? Берите с собой список необходимых покупок, составленный заранее. Никогда не ходите в магазин голодными, расстроенными или рассерженными: в таком состоянии легко можно накупить ненужного. Выбирая продукты, не ленитесь сравнивать цены, дотягиваться до верхних полок или, наоборот, спускаться вниз, где разложены более дешёвые товары.
Не поддавайтесь на уловки продавцов. Помните: ваша и их задачи существенно отличаются. Они должны продать товар как можно быстрее. Ваша задача — совершить нужную покупку, а не приобрести абы что.
Не стесняйтесь говорить нет. Поверьте, земля от этого не разверзнется. Не бойтесь возвращать покупки, если купили ненужное или вещь вам не подошла.
При грамотном ведении семейного бюджета вы сможете легко решить форс-мажорную ситуацию, ведь даже серьёзная неприятность не будет такой пугающей, если есть деньги.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 и на сайте fingram39.ru.