Новости
02.09.2015
13:53

Страсти по золоту: что нужно знать о "поезде нацистов", который ищут в Польше

Российские, польские и даже израильские СМИ, затаив дыхание, следят за поисками нацистского бронепоезда, который, по легенде, погребен где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы).  Журналисты "Аnews" привели 9 фактов о "золотом поезде", которые не оставят равнодушными никого из любителей тайн и кладов.
 

1. Что именно нашли?

 
Предполагают, что это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины. В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров.
 
Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей.
По одной из версий, под броней могут быть спрятаны фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг.
 

2. Что за легенда связана с поездом?

 
Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать "трофейные" сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор "золотой поезд" не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.
 
В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга. В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого позже Красной Армией, и "в обстановке строжайшей секретности" направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.
 
Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (возможно, буквально). По одним данным, он добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах. Но по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих - на станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались.
 
Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок, либо его специально закопали и заминировали все подходы, надеясь вернуться за золотом.
 

3. Как поезд нашли?

 
Место, где был спрятан поезд, якобы знал некий человек, помогавший его прятать. По легенде, он выдал свою тайну перед смертью. А в августе этого года двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза. 
 
"Информация более чем правдоподобна, - заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. - Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует". Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.
 

4. Неужели это тот самый "золотой поезд"?

 
Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.
 
Вот что говорят польские власти и прочие знатоки.
 
Замминистра культуры Жуховский:
 
"Я не верю в "золото Вроцлава". Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было". Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.
 
Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:
 
"На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения "золотого поезда", которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше".

Мэр Валбжиха Роман Шелемей:
 
"Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают "особым знанием". Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически".
 

5. "Золотых поездов" было несколько?

 
Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект "Великан" (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера. Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.
 

6. Почему на клад претендует Россия?

 
Со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции "Спутник" (бывший "Голос России"). Иоффе заявил, что это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может. Он считает, что Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь. Имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции, и если окажется, что оно вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.
 

7. Кто еще, кроме России?

 
Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. "Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам", - заявил он.
 

8. Почему Польша не хочет делиться?

 
"Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы", - пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.
 
По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, "однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны".
 
Предполагается, что первоначальная проверка данных может занять несколько недель. Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в раскопках. А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.
 
Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный "золотой поезд".