Олега Шлыка, председателя комитета по законодательству Облдумы, с легкой руки журналистов окрестили главным инициатором переименования Калининграда в Кенигсберг. Но депутат открещивается.
− Нет актуальности в переименовании! − говорит Олег Шлык. − И не вижу никакой целесообразности в этом, все это дешевый популизм.
Тема всплыла из пучины забвения из-за гражданской активности. В комитет, который возглавляет Олег Шлык, посыпались просьбы поменять географические названия.
− Вот, жители поселка Новостроевка хотят переименоваться в Новостройку, − приводит примеры депутат. − А население поселка Садово − в Садовое. Есть у нас и обращение с просьбой переименовать Калининград в Кенигсберг.
От депутатов сейчас требуется одно из двух: либо придумать специальный областной закон, который бы мог работать с подобными обращениями, либо внести поправки в существующий закон об административно-территориальном делении Калининградской области. Пока же совершенно неясно, что делать с инициативами по переименованию. Но и закона мало. Если с поселком Садово вопрос можно решить на областном уровне (был бы нормативный акт!), то Калининград может превратить в Кенигсберг только "рука Москвы". Причем, наверняка понадобится референдум. Хотя роль Облдумы в любом случае - решающая.
− Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов федерации осуществляется федеральными законами по представлению законодательных органов субъектов, − процитировал Шлык положения закона.
Депутат Михаил Чесалин заявил, что в любом случае − будет новый областной закон или не будет − насчет переименования Калининграда в Кенигсберг нужен референдум. Слишком серьезный вопрос, мол.
− Знаем мы положение закона о референдуме, − усмехнулся одни из инициаторов переименования Рустам Васильев. − Это в 45-дневный срок надо собрать 18 тысяч подписей. Нереально! Я вообще не сторонник референдума. Кое-какие вопросы должны решаться диктаторски. Нельзя выносить на обсуждение народа аморальные вопросы. Для меня Калининград − это аморальное название, потому что назван в честь аморальной личности − Калинина. Вы же не даете бомжам и алкоголикам выносить решения по важным вопросам.
− Даем! − срезал Васильева Чесалин. − Специально создаем для них избирательные участки.
− Мы даже знаем, кто побеждает на этих участках, − уколол присутствующих в зале единороссов депутат Соломон Гинзбург.
После этого выступил общественный деятель Дмитрий Карпович, близкий, как говорят, к русским националистам. Это странно, но он тоже является инициатором возвращения немецкого названия городу.
− Мы собрали около 400 подписей по всей России, от Калининграда до Новосибирска. Вопрос возвращения городу исторического названия очень важный. Нужно принять закон Калининградской области.
И если за Кенигсберг никто из депутатов высказаться не решился, то по поводу нужности закона, регламентирующего переименования в принципе, мнения их разделились. Кто-то выступил за, другие против. Обещали вернуться к теме в феврале. Жителей поселка Садово это должно обнадежить. Сторонников Кенигсберга, наверное, тоже, хотя и не сильно.