13:02

ТОЛЬКО У НАС- Церковь назвала главную причину передачи недвижимости в Калининградской области

ТОЛЬКО У НАС- Церковь назвала главную причину передачи недвижимости в Калининградской области - Новости Калининграда

- Сейчас много споров по поводу передачи недвижимости РПЦ. Есть ли у Калининградской епархии план, хотя бы приблизительный, что будет с этими объектами в ближайшее и отдаленное время?

- Про конкретные планы говорить сейчас рано. Объекты очень разные в каждом отдельном случае будут разные решения. Что касается объектов, в которых находятся учреждения, то, как и говорилось ранее, все они сохранят своих пользователей на безвозмездной основе. Для этого будут заключены соответствующие соглашения.

Что касается пустующих объектов, то первоочередной задачей будет их консервация. В дальнейшем будет ставиться на повестку дня вопрос об их восстановлении или ремонте в зависимости от необходимости. Именно потому и торопилась Калининградская епархия с передачей религиозных объектов, чтобы в будущем с учетом развития заниматься обустройством кирх, находящихся в различном состоянии, в том числе и в разрушенном. Но после принятия нового закона, которое планируется в ближайшем будущем, ни один объект уже не сможет быть передан Церкви. Вот это – самая главная причина сегодняшней передачи объектов религиозного назначения в Калининградской области.

- Объясните, что означает "отлучить от церкви", "предать анафеме"? Эти термины достаточно часто звучат в последнее время. Скажем, недавно на казачьего атамана Юрия Зинченко была наложена епитимья. Калининградский журналист Александр Захаров просит Патриарха Кирилла отлучить его и жену от церкви. В чем смысл этих процедур?

- С давних времен в Церкви выработалась определенная дисциплина. Единство веры и любви периодически нарушалось как отпадениями в ереси, так и другими грехами, несовместимыми с пребыванием в Церкви до момента покаяния и исправления согрешившего. В случае совершения таких грехов на согрешивших накладывали епитимии (др.-греч. ἐπιτιμία, "запрещение") в целях их исправления.

Поскольку единство христиан являет себя в таинстве Причащения Тела и Крови Христа, то и запрещение выражалось главным образом в отлучении (др.-греч. αφορισμός) от Причащения или, другими словами, - в отлучении от Церкви. Епитимия в виде отлучения – это не наказание, а призыв к покаянию, изменению образа жизни. Человеку дают понять, что его духовное состояние несовместимо с пребыванием в Церкви, несовместимо с заповедью любви. Отлучение актуально для того, кто считает себя христианином и стремится к участию в церковных таинствах. Поэтому такое отлучение от Церкви носит временный (неполный) характер, - ведь человек намерен вернуться в Церковь. Для тех, кто фактически живет вне Церкви и не желает церковного общения, отлучение не имеет никакого смысла.

Если согрешивший человек не собирается возвращаться в Церковь, но при этом публично утверждает, что он и есть – истинный христианин, то это свидетельствует о крайней степени его духовного падения – пребывания в состоянии прелести и гордыни. Такие люди не нуждаются в покаянии, они сами учат и обличают в грехах других, а себя считают правыми. Им не нужна Церковь, т.к. они поставили себя выше Церкви, выше Бога. Епитимия в виде временного отлучения от Церкви для них не имеет смысла.

В таком случае Церковь может публично заявить о полной непричастности такого человека к ней – объявить анафему (др.-греч. ανάθεμα) – полное отлучение от Церкви. Это соборно провозглашаемое отлучение лица, мысли и действия которого угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Анафема применяется после неоднократных тщетных попыток вызвать у согрешившего покаяние и с надеждой на покаяние и возвращение его в церковное общение в будущем. Таким образом, анафема не является проклятием, а только лишь констатацией факта.

17