15:23

«Мне было жалко холодильник — там оставалось столько еды!»: понятые рассказали, что увидели в квартире и доме экс-ректора БФУ

  1. Калининград

В Ленинградском районном суде Калининграда допросили понятых, присутствовавших на обысках по делу экс-ректора БФУ Александра Фёдорова. На процессе 17 февраля побывал корреспондент «Клопс».

Оперативники побывали в съёмной трёхкомнатной квартире на Чапаева, где бывший глава университета жил до задержания, в его частном доме в районе улицы Гагарина и в кабинете в корпусе БФУ.

208 пятитысячных купюр

Первой на суде выступала женщина, которая не имела никакого отношения к университету и просто прогуливалась по улице, когда к ней подошёл сотрудник ФСБ и попросил стать понятым. 8 июля 2024 года она увидела сидящих за столом мужчину и женщину, их состояние свидетельница описала как «шок и недоумение». Это были Фёдоров и Мялкина — свидетельница отметила, что ни до указанных событий, ни после не смогла бы их идентифицировать.

«Я помню реакцию этого человека. Он сначала был удивлён, потом женщину увели, и потом с ним стали разговаривать. 

Он вёл себя очень тактично. Он просто сидел.

Сначала был ошарашен, конечно, потом он пришёл в себя, начал оглядываться, смотреть. А потом, видно, начал анализировать ситуацию», — рассказала свидетельница.

Сотрудники ФСБ продемонстрировали свидетелям папку, внутри которой находились деньги. Специальная лампа выявила, что купюры меченые. Женщина пересчитала их — по её словам, в папке оказалось 208 пятитысячных купюр.

Второй понятой сразу узнал Фёдорова: он читал о нём в новостях. Он подтвердил, что во вложенном в папку конверте песочного цвета были деньги, но чуть больше — 1 миллион 44 тысячи рублей.

«Когда сотрудник госбезопасности задал вопрос Александру Александровичу на предмет того, откуда эти средства и что это такое. Он сказал, что эти средства передала ему Мялкина, — вспоминает калининградец. — На вопрос, какая сумма долга и когда она у вас одолжила эти деньги, вменяемого ответа не последовало. Это вызвало определённое недоумение сотрудников госбезопасности».

По словам свидетеля, было найдено ещё два конверта: один пустой, с надписью «1 миллион 44 тысячи», в другом было около 50-60 тысяч рублей. Мужчина не смог точно вспомнить, где был найден первый  из них.

Адвокат Фёдорова обратил внимание на расхождения в нынешних и прежних показаниях понятного. 

«При рассмотре указанного подсобного помещения [комнаты отдыха Фёдорова] на кресле обнаружена папка фиолетового цвета с надписью «Будущее здесь». Внутри папки находился бумажный конверт, внутри которого были вложены денежные средства, перетянутые резинками. Всего в конверте было один миллион 44 тысячи рублей достоинством по пяти тысяч рублей в количестве 208 штук и купюрами достоинством по две тысячи в количестве двух штук», — зачитал прокурор показания, данные во время следствия.

Понятой подтвердил, что ошибся и добавил, что конверт с надписью «1 миллион 44 тысяч» был найден в съёмной квартире на улице Чапаева.

«Много красивых, дорогих книг»

После обыска в БФУ том оперативники вместе с понятыми поехали в съёмную трёхкомнатную квартиру Фёдорова на улице Чапаева.

«Там было очень много красивых, дорогих книг. Я как книголюб отметила это. И я услышала такую фразу, что человек, который жил в этой квартире, собирался переезжать, поэтому там был такой бардак», — рассказала понятая.

В квартире нашли портфель с деньгами в разной валюте. Как утверждает калининградка, она видела доллары и юани. Сам экс-ректор во время обыска пояснил, что деньги остались у него после частых командировок в Китай. 

Другой понятой добавил, что в пересчёте на рубли в сумке нашли около 350 тысяч рублей, и рассказал о золотой 180-граммовой медали, которая произвела на него особенное впечатление.

«Была обнаружена медаль памятная, которая была вручена Александру Александровичу как доверенному лицу Владимира Владимировича Путина», — отметил свидетель.

Из квартиры изъяли флеш-носители и банковские карты. «Мне было жалко только холодильник — там оставалось столько еды!» — поделилась свидетельница.

Пустующий дом на Гагарина

Побывала разыскная группа и в коттедже Фёдорова в районе улицы Гагарина. Свидетельница отметила, что «дом был очень красивый, с ухоженной территорией вокруг него». 

В доме, по словам понятого, сотрудники осматривали помещения, а он запомнил в первую очередь сам объект: 

«Просто хороший такой, очень качественный ремонт, прекрасный дом. 

Трёхэтажный, отлично сделанный, хорошими качественными материалами».

Особняк пустовал: Фёдоров только собирался переехать сюда. В гараже экс-ректора была его личная машина и служебное авто. 

В общежитии БФУ, где был прописан Фёдоров, обыск не проводили. Глава вуза был лишь зарегистрирован там, но никогда не проживал.

О мнимых договорах 

Защита Фёдорова пригласила своего свидетеля — начальника юридической службы университета, работавшей в БФУ с декабря 2022 года по август 2024-го. В суде она рассказала о тревожной ситуации, с которой столкнулась.

«Самый яркое впечатление — непрекращающийся поток гражданско-правовых договоров суммой до 100 тысяч рублей. Данные договоры были вне контроля и ведения ректора, имели существенные недостатки, которые говорили о мнимости этих сделок», — заявила свидетельница.

Как рассказала свидетельница, впервые она обнаружила признаки мнимости в договорах в феврале 2023 года. Юридическая служба блокировала их ещё на стадии согласования и до подписания они не доходили. У начальницы службы был, по её словам, серьёзный разговор с одной из сотрудниц вуза относительно заблокированных документов. Коллега не смогла внятно объяснить, за что именно университет должен заплатить.

Безрезультатно закончилась беседа.

В итоге она сообщила нам, что заключение таких договоров — это неофициальная система планирования», — пояснила свидетельница.

Она добавила, что доложила об этом заместителю ректора. Информацию довели до Александра Фёдорова, и тот «подтвердил задачу для юридической службы по сбору информации, по предоставлению ему отчётов».

«Могу с уверенностью сказать, что это один из лучших руководителей в моей трудовой деятельности, — призналась экс-сотрудница БФУ. 

Александр Александрович был строгим, но справедливым.

Позволял юридической службе расставить крылья — это очень важно. К нему всегда можно было обратиться с любым вопросом. Он человек воспитанный, интеллигентный. Я считаю его одним из умнейших людей современности».

Свидетели защиты экс-проректора Мялкиной заявляли, что передавали деньги Фёдорову из страха быть уволенными, на них оказывалось давление. По данным СК, всего в деле о хищениях в БФУ фигурировали 20 сотрудников вуза.