Известный в Калининграде объект стрит-арта, улыбающуюся девочку и надпись «Носи солнце в себе» на углу улицы 9 Апреля и Пионерского переулка в Калининграде, скоро снесут. Об этом рассказал «Клопс» пользователь сооружения, на стену которого нанесён рисунок.
Горожане на граффити уже не раз жаловались — оно не вынесло испытания временем. Очередное обсуждение его дальнейшей судьбы прошло в четверг, 6 ноября, сообщил Эдуард Погосян, директор АНО «СЛОИ ВРЕМЕНИ», которое создаёт в Калининграде музей кладоискательства. Именно он займёт сооружение, с чьей стены сейчас смотрит девочка.
«Я пока не стал с ней ничего делать, — говорит Эдуард Эдуардович. — Собственник там муниципалитет. И мы не знали: может, это мэрия социальную рекламу когда-то заказывала. Вдруг я городскую изюминку снесу, и вторая часть Калининграда выйдет и возмутится. Но администрацию этим вопросом я поставил в тупик. Они сами уточняют».
То, что решать вопрос с девочкой как-то надо, было ясно и без жалоб: состояние рисунка плачевное. Один глаз почти полностью высыпался, облупилась штукатурка на губах, из бровей проросли кусты. Портрет, когда-то сделанный в знак поддержки детей с ОВЗ, сейчас выглядит скорее жутковато, чем вдохновляюще.
Что тут было?
Как рассказал «Клопс» один из авторов граффити Грачик Гущян, его создание в 2021 году было своеобразным жестом доброй воли. Художникам хотелось не только заявить о себе в общественном пространстве, но и подсветить важную проблему, и подарить городу ещё одну точку притяжения.
«Мы тогда только-только начинали развиваться в этой сфере, — рассказывает Грачик. — Делали несколько работ на разные острые темы. Ко Дню защиты детей задумали этот проект — портрет девочки с синдромом Дауна. От таких деток часто отказываются, по России процент отказов около восьмидесяти пяти. Хотели вызвать людей на диалог, дискуссию».
Конкретного прототипа у героини нет, но авторы, Грачик и его жена Маргарита, использовали в качестве референса несколько фотографий реальных ребят. На её лице заметны и характерные черты людей с этой особенностью здоровья: широко посаженные глаза, маленький нос. Жёлтый фон и девиз «Носи солнце в себе» тоже были выбраны неслучайно: детей с синдромом Дауна часто называют солнечными.
«Мы хотели, чтобы это было максимально вырвано из контекста городской среды, чтобы вызывало больше вопросов, чем просто серый цвет стены. Нарочно сделали такой вызов», — вспоминает художник.
Грачик признаётся, что согласована с городскими властями работа не была: это процесс небыстрый, иногда занимает до года, а идею хотелось реализовать прямо сейчас. Авторы были уверены, что граффити сразу или почти сразу закрасят. Но портрет внезапно прижился.
Он стал известен и за пределами Калининграда. Писали о граффити, например, на сайте одного из фондов, поддерживающих семьи детей с таким заболеванием.
«Некоторое время за девочкой даже ухаживали, — говорит Гущян, —поставили мусорку, подметали. Получается, что мы облагородили кусочек стены! Нам рассказывали, что приезжают родители детей с синдромом Дауна, фотографируются рядом с ней. Даже говорят, что в России таких рисунков раньше не было. Но мы её просто нарисовали и больше не трогали».
Кто поддерживал на объекте чистоту, неизвестно. Так или иначе, энтузиазм этих людей за четыре с небольшим года существования рисунка постепенно угас. Сейчас портрет заброшен.
Что здесь будет?
Реанимировать девочку невозможно — с этим согласны и художник, и директор будущего музея. В своё время стену под рисунок специально не готовили, использовали, что есть. И сейчас там не просто стёрся слой краски: обваливается кусками штукатурка, то есть сам «холст» требует серьёзного ремонта. Собственно, как и всё сооружение. Он уже в процессе, хотя до фасада пока не добрались.
«Мы не планировали её трогать, пока не выработаем архитектурную концепцию», — объяснил Эдуард Эдуардович.
Рассматривали разные варианты преображения. Например, оставить чистую стену, но поместить там куар-код, который позволит увидеть фотографию арт-объекта. Или расчистить всё до кирпича, чтобы музей органично вписывался в комплекс остальных сохранившихся исторических зданий в этом районе.
Возможно и создание нового рисунка, но более отвечающего содержанию проекта. Девочка в эту тематику не очень вписывается.
«Музей будет посвящён калининградскому кладоискательству и феномену поискового [движения] в Калининграде, — говорит Погосян. — В том числе в увековечении памяти героев, погибших при защите Отечества».
Так или иначе, и коллектив художников, авторов портрета, и новый его фактический хозяин не исключают возможности коллаборации в решении этого вопроса.
«Да, девочка в плохом состоянии, мы понимаем, — подытожил Грачик Гущян. — Поэтому, в принципе, логично её снять полностью. И уже когда стена будет голая, заново покрасить и сделать новый рисунок. Это будет правильный исход».
Мурал со сказочным средневековым городком появился в Поречье.